Учение И.Канта о государстве и праве



 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии. В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. Научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать поэтому, в принципе, невозможно. Задача моральной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек дол-жен следовать в своем эмпирическом существовании. С вопросом о том, каков всеобщий критерий справедливости, юрист никогда не справится, "если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". Еще одна особенность кантовского рационализма связана с тем, что философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. Право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). По определению Канта, право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. Как идеолог раннего либерализма. Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. Идеалом организации государства для него служила система разделения и субординации властей.

Традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции, монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое отсутствует.

 

Учение о государстве и праве Г.В.Ф. Гегеля.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831 гг.) - гениальный мыслитель. Составная часть его системы философии - философия права и государства. В цельном виде свою поли-тико-правовую философию Гегель изложил в "Философии права"(1820).

Гегелевская философия права и государства -это философское учение об объективном ду-хе, т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства.

Право по Гегелю - это наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реали-зованной воли.

В гегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих ос-новных значениях:

1) право как свобода (идея права);

2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);

3) право как закон (позитивное право).

По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права - разумно. Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права.

Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, до-говора и неправды, учение о морали -умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности -семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право -это первая ступень в движении понятия права от абстрактному к кон-кретному. Это право абстрактно-свободной личности. Оно (абстрактное право) имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Аб-страктное право и мораль -два односторонних момента, которые приобретают свою дей-ственность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в наличном виде семьи, гражданского общества и государства.

Гегель различал гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество -сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!