К. Маркс и Ф. Энгельс о государстве, праве и революции



 

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения - последняя антагонистическая форма обще-ственного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является "государством исклю-чительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для по-давления угнетенного, эксплуатируемого класса". В той же работе Энгельс изложил типиза-цию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистиче-ское государства). По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетар-ской коммунистической революции: "Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии". Тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства надо бороться.

Нормативистское учение о праве Г. Кельзена.

 

Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистая теория права". Под этим названием строилась теория позитивного права, которая в обеспечение своей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота" юридической науки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов, т.е. познания социальной реальности, рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.

Предмет изучения теории права составляет законодательные нормы, их элементы, право-порядок как целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснить право само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социального бытия.

Цель теории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пони-манием и описанием позитивного права их страны.

Наука должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или не должен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. По-следнее есть предмет политики, которое имеет дело с искусством государственногоуправле-ния, с деятельностью направленной к познанию реальности.

В трактовке соотношения права и власть, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство, рассуждает Кельзен, представляет собой систе-му отношений подчиненности и господства, т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качестве мотива для выступления других. Существо этих отношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качестве отношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Но ведь тоже самое, утверждал Ганс Кельзен, представляет собой и право. Следовательно, заключает он, государство, как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство есть относительно централизованный правопорядок.

Вывод: Несмотря ни на что юридические нормативы в XX веке были существенно потес-нены социологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают зани-мать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказывают большое влияние на практику применения законов.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!