Социологическое направление в юриспруденции. Р. Иеринг



 

Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве пред-принял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818 - 1892 гг.). Считая недостаточной "юриспруденцию понятий", формально-догматический подход к праву, Иеринг в своей книге "Цель в праве" (том 1-1872 г.) стремился дать современному ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса, выраженного в праве.

Иеринг считал недостаточным формальное определение права как совокупности дей-ствующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержа-ние права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых при-нуждением", "право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью".

Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общественное содер-жание в учении Иеринга неразрывно связаны с апологией отношений гражданского обще-ства. Он утверждал, что частная собственность вытекает из природы человека. Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются правом: "Цель - творец права". В ра-боте "Борьба за право" (1872 г.) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. По его мнению, без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Для охра-ны интересов общества против эгоистических интересов индивидов, считал Иеринг, необходимо государство. "Государство есть само общество, как держава организованной принудительной власти". "Государство есть общество, которое принуждает..."

Иеринг за сильную государственную власть. Право, подчеркивал Иеринг, - "разумная политика власти".

 

Дуалистическая теория государства и права Г. Еллинека.

???

 

Политико-правовое учение Ф. Ницше.

 

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900 гг.) - одна из значительных фигур в истории фи-лософской и политико-правовой мысли. Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше, служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космиче-ской по своим масштабам борьбы сил и воль.

Все учение Ницше предстает как морфология воли к власти.

Всю социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Мораль - орудие рабов против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими видами. История человечества расценивается им как процесс постепенного вырождения здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных.

С различными вариациями Ницше повторял ведущую идею своей аристократической концепции: высокая культура и развитие высших видов людей нуждается в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногих от физического труда и нужд борьбы за существование.

Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

В каждом здоровом обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа со своей собственной гигиеной и сферой приложения:1) гениальные люди - немногие;2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики -стражи права, порядка и безопасности(царь, воины, судьи и др. блюстители закона);3) прочая масса посредственных людей. Аристократические государства он называл теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. Он непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация кото-рого ведет, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению проти-воп-ти между "частным" и "публичным".Право, по нему, нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 561; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!