Программа социально-политических реформ И.С. Пересветова



 

Борьба за укрепление самодержавия, за упразднение некоторых сохранившихся еще боярско-княжеских привилегий усилилась в период правления Ивана IV, утратив религиозную оболочку, маскировавшую ее подлинный смысл. Наиболее отчетливо столкновение тенденций проявилось в полемике между Иваном IV и князем Андреем Курбским. Многие аргументы, использовавшиеся Иваном ГУ в этой полемике, а также реформы, проведенные им, были теоретически подготовлены в челобитных царю Ивана Пересветова, содержавших практически политическую программу назревших пре-образований.

Он пытается провести идею моральной ответственности царя за благополучие подданных и государства. Бояре, вельможи притесняют Пересветова, простых людей не только в России, но и в тех странах, где он служил. Везде они не заботятся о государстве, везде заботятся только о себе. Везде они стремятся ограничить власть государя. Пересветов подчеркивает, что главная причина падения Византии и завоевания ее турками - засилие предателей-вельмож. Намекая на годы малолетства Ивана Грозного, Пересветов вопреки историческим фактам утверждает, что византийские вельможи "лукавством" подчинили своему влиянию малолетнего царя Константина (на самом деле он стал византийским императором в зрелом возрасте). Боярское засилье - причина не только материального оскудения государства, казны, но и ослабления военного могущества страны. Пересветов обосновывает необходи-мость коренного изменения внутренней и внешней политики русского государя. Настоящая опора царской власти в борьбе с внутренними и внешними врагами - служилое дворянство.   Наместничество должно быть отменено, так как ослабляет власть государя, ведет к усо-бицам. Необходимо отменить и систему кормлений - она причина упадка государства и не-праведного обогащения боярства. Для укрепления финансовой системы государства все до-ходы нужно собирать в царскую казну. Произведения Пересветова содержали программу укрепления и развития самодержавия.

 

Критика тирании Ивана Грозного А.М. Курбским

 

???

 

Политико-правовые воззрения Ивана Тимофеева

 

???

 

Ю. Крижанич и его трактат «Политика»

 

???

Ф. Прокопович о юридическом статусе верховной власти.

 

Одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.). Прокопович резко критиковал католическую церковь за отри-цание и преследование научных открытий. Прокопович резко осуждал самую мысль о превосходстве духовной власти над светской или о неподчиненности государству духовен-ства и монашества. В государстве, рассуждал Прокопович, существуют разные "чины", каждый из которых занят полезным для общества делом то же и "священство" - оно "иной чин есть в народе, а не иное государство". Таким же сочетанием богословских и рационали-стических идей Прокопович обосновывал неограниченную монархию. Права самодержца, по Прокоповичу, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта, примерами истории доказано, "как отечеству нашему полезно самодержавие". Республики, писал Прокопович, могут существовать "разве в малом народе" и на небольшой территории.

 

Дворянская защита абсолютизма. В.Н. Татищев.      

 

Василий Никитич Татищев (1686 - 1750 гг.) был государственным деятелем. Татищев - сторонник теории естественного права; он ссылался на Гроция, Пуфендорфа, Вольфа. Вме-сте с тем он отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка, содержащих мысли, "более вредительные, нежели полезные". Как и Прокопович, он осуждал папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Татищев - сторонник просвещения, раз-вития науки. Проблемы религии интересуют его более с точки зрения политической: "раз-ность вер" опасна там, где их две равные по силе - раздоры между протестантами и католи-ками, разжигаемые попами, порождали великие смуты и кровопролития. Естественное со-стояние, по Татищеву, - это состояние "вольности"; по природе человеку нужна и полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая". Договор вообще рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Демократия - "общенародно" - осуществима только в государстве-городе или в маленькой области, где мо-гут быстро собраться все домохозяева, "а в великой области уже весьма неудобна". Защита и обстоятельное обоснование самодержавия в концепции Татищева соединялись с мечтой о внедрении в систему органов власти чего-то вроде представительных дворянских учрежде-ний, чтобы наладить порядочное законодательство, пресекать казнокрадство, взяточниче-ство.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!