Охранительная идеология» Н.М. Карамзина



 

???

Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов.

 

Павел Иванович Пестель (1793-1826 гг.) –написал "Русскую Правду" - включает не только конституционный проект, но и общие политические понятия - государство, народ, правительство, их взаимные права и обязанности и т.д., а также характеристику существую-щих политико-правовых порядков и систему мер для будущего, конституционного строя. Пестель был сторонником республики. По его проекту верховную законодательную власть в России будет осуществлять Народное Вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). Заветные (конституционные) законы "обнародуются и на суждение всей России предлагаются".

Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти чело-век, выбранных народом (затем- один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы). Пестель - сторонник единого русского централизованного государ-ства. Федерацию он отвергал как возрождение "удельной системы". Особенно пагубной и вредной он считал федерацию в России, где много племен и народов, языков и вер. В буду-щей России, полагал Пестель, все эти племена и народности обрусеют.

В Северном обществе обсуждались проекты конституции, которые составил Никита Михай-лович Муравьев (1795-1843 гг.). По проектам Н.М. Муравьева политические права обуслов-лены высоким имущественным цензом, тем более высоким, чем о более высоких государ-ственных должностях идет речь.

Законодательную власть, по конституции Муравьева, осуществляет Народное Вече, состоя-щее из Верховной Думы и Палаты представителей.

Верховная исполнительная власть принадлежит императору (назначение министров, чи-новников, послов, право отлагательного вето, права верховного военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного Веча. Будущая Россия предполагалась как федерация, состоящая из не-скольких держав и областей или из областей. Державы и области образуются по территори-альному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каж-дой из держав избиралось двухпалатное "законодательное" (правительствующее - по второ-му проекту) собрание. Н. М. Муравьев полагал, что военная революция произойдет в сто-лицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офицерами - членами тайных обществ.

 

Политические и правовые воззрения П.Я. Чаадаева.

 

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке написал (по-французски) восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Цель хри-стианства он видел в учреждении на земле совершенного порядка. Еще резче, чем самодер-жавие ("национальную власть"), Чаадаев порицал крепостничество, прямо и резко обвиняет-ся православная церковь.

Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных направ-ления в среде столичной интеллигенции - западников и славянофилов. Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Главой московских западников был профессор Тимофей Николаевич Гра-новский - почти открыто сопоставлял историю сословно-крепостнического строя и его раз-рушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России. Видным западником был историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин - доказывал, что в истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно), сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности.

К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западни-кам славянофилы. Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.

Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками развитие германского начала личности не имеет ни конца, ни выхода. Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!