Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков



 

Одним из первых идеологов класса промышленников и купцов был Иван Тихонович По-сошков (1652г.р.) -занимался предпринимательством и торговлей. Посошков - сторонник тотальной государственной регламентации производства, труда, многих сторон быта для увеличения общественного богатства. В духе эпохи петровских реформ сословное деление общества он объяснял разделением труда, причем на государство возлагается задача за-ставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере.

Посошков не выражает сомнений в необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанности, чем на права. Посошков понимал, что крестьянство - ос-новной производительный класс России. Посошков предлагал меры для защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов, подрывающих всякие стимулы крестьян к труду, считал необходимым ограничить царским указом крестьянские повинности (оброк, барщину) в пользу помещика и государственной казны. Купечеством всякое царство богатится, а без купечества никакое не только великое, но и малое царство стоять не может. В духе политики полицейского государства Посошков призывает царскими указами регламентировать порядок торговли, занятия промышленностью и ремеслами, определять цены на товары, стоимость самих денег, строго контролировать соблюдение царских указов. Возлагая все надежды на царскую власть, Посошков был далек от мысли о всесилии царских указов. Посошков предлагал "сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела". Предлагалось использовать иноземные уставы, взяв те статьи, которые "будут к нашему правлению пригодны".

Совершенствование права и его гарантий Посошков считал составной частью и осно-вой государственной политики.    

 Некоторые предложения Посошкова болезненно затронули интересы господствующего дворянства. Вскоре после издания и посылки царю "Книги о скудости и богатстве" Посош-ков был арестован.

 

Проекты государственно-правовых преобразований С.Е. Десницкого.

 

???

 

Политический радикализм А.Н. Радищева.

 

???

 

Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

 

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.)- талантливый мыслитель и государствен-ный деятель. В его записках и проектах (1802-1803 гг.) подчеркивается, что любое государ-ство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств - деньги, из ува-жения - почести. Целью любого государства, отмечал С-й, является обеспечение безопас-ности личности, собственности и чести каждого. С-й различает "внешний образ правления" (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и "внутренний образ правления", который определяется им как "расположение государственных сил".

Главное, по его мнению, в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот, правительство является деспотическим. "Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. С-й дает очень резкую характеристику современному ему общественному и государственному строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от помещи-ков, а дворян - от государя.людей в России нет, кроме нищих и философов".

Разделение на дворян и рабов (их интересы противоположны) оставляет на стороне пра-вительства всю неограниченность действия; поэтому, писал С-й, сколько бы грамот и поло-жений ни было принято, сколько сенатов или парламентов ни было бы учреждено - "госу-дарство сие есть деспотическое". Поэтому отмену крепостничества С-й предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось определить законом крестьянские повинности, урегулировать отношения крестьян и помещиков Во второй эпохе возвратится крестьянам и древнее их право свободного перехода от одного помещика к другому. С-й предлагал для охраны законов создать в России "высший малочисленный класс истинного монархического дворянства", который был бы независим от монарха. Гарантией незыблемости законов в монархическом государстве С-й называл также свободу печати, гласность государственных дел и силу общественного мнения. Республикой С-й называл государство, где государственная власть ограничена законом, в составлении которого принимают участие граждане.Феодальная система, отмечал он, "основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным, или, так сказать, материальным ее разделением". Третья система правления, которую С называл деспотической, не допускала ни меры, ни границ власти.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!