Поворот к человеку в философии Возрождения. Флорентийский неоплатонизм



Исторические условия: 1) падение Византии ­­ бегство в Италию византийских интеллектуалов с Герметическим корпусом подмышкой; 2) рост городов­республик ­­ новый взгляд на историю римского общественного устройства; 3) кризис феодализма. [ XIII­XV вв.]

Антропоцентризма философии Возрождения: а) в гуманизме Данте, Петрарки, Лоренцо Валла, Салютати, Бруни, Браччолини: оппозиция Церкви, аскетизму, схоластике; человек ставится в центр познания, между Богом и миром => изучение человека самого по себе является главной задачей, высшим знанием, раскрывающим и Бога, и природу; б) в платонизме византийца Плифона и образованной под его влиянием Платоновской академии в Кареджи (Марсилио Фичино, Пико дела Мирандола) поворот к антропоцентризму выстроен следующим образом: 1) идея ­­ вечная и порождающая модель вещи: бытие вечно, становление перманентно; 2) существуют Единое, мировой Ум, мировая Душа, Космос; 3) происходит оправдание и возвышение человеческой красоты, материального, поскольку они являются свидетельством вечного Космоса (+это наслаивается на наследие средневекового


платонизма с абсолютной личностью Творца); => человек в платонизме Возрождения ценен и материально, телесно, эстетически (в античном ключе), и как личность, стремящаяся к абсолюту; в) в аристотелизме Помпонацци (у Аристотеля сложное положение, поскольку он связан своей рецепцией в томизме, но тем не менее) “О бессмертии души”: 1) душа неотделима от тела и материальна; 2) главная цель человека ­­ достижение счастья и блаженства путем рационального познания, спасение души ­­ вне человеческой компетенции; 3) душа полагается бессмертной лишь потому, что мыслит общими понятиями и отличается от животной; г) в мистицизме и магии Фичино, Данте, Агриппы, Миранндола (на основании “Слова Гермеса Трисмегиста Асклепию”, другие герметические тексты здесь не замешаны): 1) человек ­­ чудо, образованное на границе материи и духа; 2) обладает двойственной природой, положенной ему Богом; 3) человеческое тело ­­ оболочка души, инструмент жизни в мире и преимущество => человек ­­ соработник Бога в творении мира; д) в натурфилософии Бернардино Телезио, Джордано Бруно и Парацельса: 1) материя ­­ бесконечна; 2) форма ­­ преходяща; 3) закон ­­ мировая Душа; 4) человек ­­ главное орудие Природы для познания (Леонардо да Винчи) => человеческое познание безгранично и его источником является разум (ДжорданоБруно).

Флорентийский неоплатонизм: под покровительством Козимо и Лоренцо Медичи, под влиянием Гемистия Плифона, в XV в. ­­ во Флоренции функционирует клуб­семинар­секта “Платоновская академия”; состав: Лоренцо Медичи, Пико дела Мирандола, Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино (переводчик и комментатор античных поэтов), поэты, скульпторы и художники; проблематика, занимающая Академию: пантеистическое богословие, эстетика, онтология; “Платоновское богословие” Фичино: 1) философия ­­ сестра религии, и необходима разработка “ученой религии”; 2) бытие иерархично и динамично в неоплатоническом ключе; 3) Бог присутствует везде, но не растворен в бытии, как у пантеистов, а поглощает бытие, как у неоплатоников; 4) о творении: качественный переход от Бога к вещи осуществляется за счет “ангела”, или “ума”, в котором запечатлена божественная форма.

Теория всеобщей религии Фичино: абсолютизирование человеческого субъекта в целях максимальной абсолютизации человеческой личности отнимает уобъективного абсолюта его конкретную историчность и поэтическую мифологичность (цитатаиз


Лосева, то есть: фигура исторического Христа бессмысленна, если человек здесь и сейчас имеет доступ к божественному знанию уже только потому, что он человек) => все исторические религии ущербны; новая религия должна полагать: 1) Бог ­­ разум; 2) разум человека ­­ отражение разума Бога; 3) историческая религия должна быть очищена от культа так, чтобы остался только разум.

 

Ученое незнание” НиколаяКузанского

Николай Кузанский (1401­1464) низкого происхождения, стал кардиналом, неоплатоник, индивидуалист, утверждал необходимость субъективно­имманентной интерпретации действительности.

“Об ученом незнании” (1440 г.) написано под влиянием восточной патристики, поздней схоластики и мистики, содержит доказательство триединства и бесконечности Бога.

Структурно­математический метод Николая Кузанского: 1) Бог ­­ чистая возможность бытия, возможность становления; 2) все бытие пронизано Богом, оно ­­ бытие­возможность (термин Лосева); 3) Бог ­­ предел суммы бесконечных становлений (абсолютный интеграл); 4) Бог присутствует в каждом все более мелком становлении, взятом в своем бесконечном пределе (абсолютный дифференциал) => так, Николай Кузанский использует инфинитезимальный метод (бесконечно малых) и разбираетБога геометрически: прямая, треугольник и окружность тождественны в своих бесконечных пределах.

Трансфинитная онтология: 1) субстанциально­реалистический элемент: Бог реален, мир реален, символ реален, человек реален (наследует из схоластики); 2) трансфинитный элемент: а) от рода натуральных чисел мы делаем качественныйскачок (по сути, на категорию выше ­­ М. П,) к бесконечному числу ­­ так, абсолютный максимум становится одновременно абсолютным минимумом, т.к. для бесконечности неважно, обнаружили мы ее в бесконечно малой доле, или устремляясь по ряду натуральных чисел все дальше и дальше; б) типы бесконечности (выделяются эвристически): coincidentiaoppositorum (совпадение противоположностей минимума и максимума, непознаваемо, чистая бесконечность); фигурная, ограниченная бесконечность (в ней разумом искусственно выделяются, а не совпадают противоположности); и “фрактальная” (термин мой. ­­ М. П.) бесконечность (в каждом


выделяемом элементе бесконечности присутствует та же бесконечность). => мир является единораздельным целым, творимым Богом через свои противоположности (здесь включается алхимия): землю и огонь, посредством космической музыки по геометричесим принципам


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!