Антропология и политическая философия Платона и Аристотеля. Учения Платона и Аристотеля о высшемблаге



  Платон Аристотель
Сущность государства 1. Совершенное государственное устройство­ аристократия 2. Идея совершенного блага заключается в справедливом устройстве государства, при которомкаждыйгражданинбудетзаниматьсвое особое положение вобществе 1. Совершенное государственное устройство— полития 2. Благогосударства­счастьевсехегограждан
Социальный состав Платон в «Государстве» выделяет трехчастное деление общества, которое выглядит следующим образом: стражи, которые охраняют государство; философы, которые являются правителями; народ, основной задачей которого Аристотель предполагал в своем идеальном государстве три слоя граждан, таких как богатые, средние и бедные.–Аристотель в своем государстве также выделяет такое сословие, как

  является обеспечение питанием стражей и философов. рабы, которые являются собственностью своего господина.
Отношение к частной собственности Отсутствие частной собственности, общность жен и детей Аристотель размышляет о том, что люди не будут заботиться об общем имуществе: «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого».(1261b 30 – 1261b 35)
Отношение к рабству Отсутствие рабства в идеальном государстве Аристотель считает, что раб есть часть тела господина, отделенная от нее, именно поэтому благом для раба является счастье его господина.
Отношение к Платон полагает, что в идеальном государстве Аристотель критикует позицию Платона, он
семье и необходима общность жен и детей.Так Платон отмечает, что гражданин не будет заботиться об
воспитанию предлагает устроить государство таким образом, общем с такой же бережностью, как о собственном
детей чтобы никто из родителей не мог узнать своего и поэтому он будет воспитывать детей в меру
  ребенка, а ребенок своего родителя, дети же своей причастности, но не более. Также, отмечает
  были бы друг другу братьями и сестрами. Аристотель, вероятны случае, при которых
  Платон также отмечает, что необходимо родители будет признавать своих детей в силу
  проследить за тем, чтобы сильнейшие сходились физических свойств, а из этого следует, что
  сильнейшими и порождали сильных детей, общность достигнуты быть не может. Аристотель
  детей же слабых, по мнению Платона, говорит, что воспитание граждан следует разделить
  воспитывать не стоит. Платон отмечает на два периода, первый из которых будет длится с
  несколько характерных черт: игры детей семилетнего возраста и до полового созревания, а
  должны быть максимально соотнесены с второй период начнется с момента полового
  законами; дети должны уважать старших ( созревания и продлится до двадцати одного года.
  молчать в их присутствии, уступать им место, Аристотель выделяет следующие необходимые для
  вставать при старших, почитать родителей); бог воспитания науки: грамматику, гимнастику,
  выступает отечественным наставником всех музыку, рисование. Именно эти науки, считает
  людей. Платон также повествует о должном Аристотель, являются залогом добродетельного
  воспитании стражей, он говорит, что воспитания граждан. В воспитании Аристотель
  необходимо два вида воспитания – мусическое видит путь к наивысшему счастью каждого
  (воспитание души) и гинасическое (воспитание человека, а следовательно и к наивысшему благу
  тела). Платон отмечает, что дети начинают целого государства.
  воспитываться мусически раньше, а  
  следовательно государство должно следить за  
  мифами, которые рассказываются детям.  
Тип Лучшим типом государственного правления Самым идеальным государственным устройством
государственног Платон считает аристократию, так как именно Аристотель называет политию, при которой правит
о правления при данном государственном устройстве большинство, верховной властью обладают воины,
(какой является создаются условия для актуализации идеи блага которые вооружают себя за собственные деньги.
лучшим и (справедливого государства), а также именно Аристотель считает, что счастье каждого
почему) аристократия обладает характеристиками отдельного человека гарантирует счастье
  идеального государства. государства в целом. Полития как тип
    государственного правления дает каждому
    отдельному гражданину быть счастливым, а
    следовательно возможно достижение идеи блага.

Платон

В «Фэдре», «Государстве», «Тимее»: душа трехчастна; кроме разума в ней различается начало аффектов, раздражительная, или страстная, сторона — сердце и, наконец, сторона чувственных вожделений, или похоти. Нормальным состоянием и действием этих трех частей души образуются основные добродетели: нормальное проявление разума есть мудрость, сердечной энергии — мужество, чувственных пожеланий — сдержанность или умеренность, а правильное взаимоотношение и взаимодействие всех трех сторон, при котором разум является в присущем ему руководственном или начальственном значении, вожделение вполне подчиняется разуму, сердечная энергия помогает высшему подчинять себе низшее, — такая должная гармония душевного состава есть справедливость. Нормальное государство есть справедливость в обществе людей. Происхождение государства: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если житьвместе.

Разумной части души соответствует класс правителей; их собственная добродетель есть мудрость — нормальное общество управляется философами. Сердечной энергии соответствует класс государственных стражей, т. е. военное сословие, особая добродетель которого есть мужество. Наконец, чувственным вожделениям в человеке соответствует в обществе класс людей, занятых физическим трудом для удовлетворения материальных нужд и потребностей своих и всего общества; добродетель этого класса есть сдержанность, или умеренность.

В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Труд распределяется согласно способностям (только для сословия стражей).

В «Государстве» содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства, размещённых Платоном на шкале постепенной деградации:

● Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучшихграждан;

● Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных                    вождей,уважаемыхграждан;

● Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатыхлюдей;


● Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства;

● Тирания — несправедливая власть одногочеловека.

В «Законах» Платон отбрасывает все те черты идеала, изображенного им в трактате «Государство». Те   привилегии, какие давались высшим сословиям в

«Государстве», уменьшены в «Законах». В «Законах» Платон советует давать всем гражданам одинаковое воспитание; но ремеслами должны потом заниматься исключительно метеки и отпущенники, земледелием – рабы. Полноправнымгражданам не следует унижаться до этих работ. Вместо проповедуемой Платоном в «Государстве» общности жен и имуществ, трактат «Законы» требует только того, чтобы устроены были общественные трапезы, чтобы в них участвовали все люди, пользующиеся гражданскими правами, и мужчины, и женщины; чтобы брак был поставлен под контроль правительства; чтобы был определен максимальный размер движимого имущества, которое может принадлежать одному лицу; чтобы по возможности поддерживалось уравнительное распределение земли междугражданами.

Главной из добродетелей трактат «Законы», в отличие от прежних рассуждений Платона о человеческой душе, считает воздержность. Первое место после неё занимает

«мудрость», практическая рассудительность; «мужество» поставлено лишь на втором плане. Об «идеях» почти совсем не упоминается. Философско­идеологические принципы здесь заменяются рассуждениями о нужде в хороших законах, которые охватили бы все стороны жизни. Вовсе нет речи об особом сословии философов, подготовляемых научным воспитанием к управлению государством. Правители не они. Согласно «Законам» управление государством должно принадлежать совету, составленному из граждан, наиболее достойных того по своим знаниям и хорошим качествам. Этот правительственный совет заведует воспитанием; все дети граждан, не только сыновья, но и дочери, должны учиться музыке и гимнастике. Платон настаивает на том, чтобы театр стоял под надзором правительства.

 

Аристотель

Человек — политическое животное. Ему не свойственно существовать вне общества. Тот, кто живет вне общества либо зверь, либо бог. Первый этап стремленияк политическому общению — образование семьи. Общение семей образует селение.


Общение селений образует полис. Полис — продукт естественного развития и высшая форма общения, созданная для самодовлеющего существования (независимости и экономической, и политической). Варварам (читай — всем негрекам) такого не дано, а пристало быть рабами. Только греки по природе своей свободные люди. Аристотель пишет, что тело грека и варвара отличается и приспособлено для разных целей.

Гражданин есть тот, кто обладает всей совокупностью гражданских прав. В среднестатистическом демократическом полисе эти права сводятся к возможности участвовать в народном собрании и суде.

Аристотель классифицирует государственные устройства на два типа («правильные» и «неправильные») с тремя видами в каждом, согласно тому, какое количество человек правят. Неправильными, с точки зрения Аристотеля, являются государственные устройства, «имеющие в виду только благо правящих», а правильными — полагающие своей целью «общую пользу».

 

 

Виды Подвиды Правильные Неправильные
Правление одного Монархия Тирания
Правление немногих Аристократия Олигархия
Правление большинства Полития Демократия

 

 

Лучшее из них — полития. Смесь олигархии и демократии. «Средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой.

Аристотель в «Политике» ставит перед собой задачу теоретического построения идеального полиса, проект которого считает осуществимым на практике. Все проекты до него — невозможны. В частности, проект Платона (основная критика — общность имущества и жен). Устройство идеального полиса Аристотеля близко к аристократическому, где немногие служат для блага общей жизни. Философ предлагает исключить из числа полноправных граждан ремесленников и торговцев, обосновывая это тем, что их образ жизни не не способствует развитию добродетели. Гражданами в идеальном полисе Аристотеля считаются лишь те, кто в молодости был


воином, а в старшем возрасте стал правителем, жрецом или же судьей. Такие граждане имеют достаточный досуг для особого внимания политической жизни полиса, не занимаясь при этом торговлей или ремеслами. Воспитание граждан — дело полиса. Земледельцами, как считает философ, подобает быть рабам и варварам. Территория полиса, по мнению Аристотеля, должна быть поделена на частновладельческую и общественную.

Платон и Аристотель о благе

Платон.

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе».

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сферечистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самихидей, так и способности человека познаватьидеи.

Аристотель.

Аристотель считал, что природа блага может быть найдена не путем абстрактного размышления, а через установку, какую в реальной жизни люди ставят перед собой посредством цели. Цели людей разнообразны, однако есть среди них высокие и низкие; высшими являются те, для которых низшие цели служатсредствами. Последовательность средств и целей не может продолжаться до бесконечности, а должна существовать какая­то наивысшая цель, которая не является средством ни для чего. Такая цель и есть наивысшее достижимое благо. Аристотель вводит понятие эвдемония. Она является той конкретной целью, которая в его этике заняла центральное место, какое в этике Платона занимала абстрактная идея блага. Эвдемония, в понимании греков, была тем совершенством личности или достижением того оптимума, которого человек в соответствии со своей природой можетдостигнуть.


Слово «эвдемония» можно перевести как «счастье». Эвдемония одного человека — это тоже цель. Высшее благо — эвдемония всего полиса.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 819; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!