Эволюция понятия первоначала в досократической философии. Аргументы элейской школы против множественности идвижения



Школа Имя Годы жизни(до н.э) Произведения Основные мысли

Милетская школа

Фалес 640­546 Всё произошло из воды.
Анаксимандр 610­540 «О природе» Апейрон – неопределенное первоначало
Анаксимен 585­528 Все вещи происходят из воздуха

Пифагорейц ы

Пифагор 570­497 Основа сущего – число. Пропорции между числами выражают мировую гармонию.
Филолай 470­399 «О природе» Модификация идей Пифагора.

Школа Гераклита

Гераклит «Темный» 540­480 Одна книга из трех глав: ∙ «ОВселенной» ∙ «Огосударстве» ∙ «Обогословии» Первоначало–огонь.«Всетечет,всеизменяется»,«в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «борьба – отец всего и царь надвсем».
Кратил Конец V в. В одну и ту же реку нельзя войти и единожды.
Ксенофан 570­478 Сатирик. Критика традиционной религии и монотеистичныеидеи.

Элейская школа

Парменид 540­515 «О природе» 1. Помимо Бытия нетничего. 2. Бытие никем и ничем непорождено. 3. Бытиенеподверженопорчеигибели. 4. Бытие есть чистоенастоящее.
Зенон 500­490 Автор апорий: ● Ахиллес         и черепаха ● Дихотомия ● Стрела ● Стадион Попытки      доказательства                       парадоксальности концепцийдвижения,пространстваимножества.
Мелисс 480­? «О природе, или О сущем» К прежним характеристикам бытия добавляет: 1. Бытие не имеетграниц. 2. Бытиебестелесно.

Эмпедокл 490­430 «О природе», «Очищения» 4 корня вещей: огонь, эфир, вода, земля. Две космические силы: любовь и ненависть. Попеременное их преобладание обусловливает цикличный ход мирового процесса.
Школа Анаксагора Анаксагор 500­428 Основа – бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омеомерий. Омеомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим вечным, материально мыслимым началом — разумом и этим движением,отделениемразнородногоисоединением однородного, был созданмир.

Атомисты

Левкипп V в. «Большой диакосмос»,     «О разуме» См. Демокрит
Демокрит «Смеющийся философ» 460­370 «Большой мирострой» Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых и незримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Атомы в различных местах безграничного пространства образуют несчетное множество разнообразных миров. Все в мире совершается с необходимостью; нет места случайности. При вращательном движении атомов в центре оказались более тяжелые, из которых образуется земля, на периферии — те, из которых образовались небо, огонь и воздух. Ветер своим напором выдавливает легчайшие частички, которые и образуют воду. Душу Д. представлял себе в форме атома, которым можно объяснить особенности душевной жизни. Главнейшая из них — движение; душа, производящая движение, должна сама быть подвижной, т. е. душу следует себе представлять в форме круглых, огненных атомов. Цель жизни Д. видит в блаженстве, но блаженство определяет как внутреннее спокойное состояние души, независимое от внешних благ.

Старшие софисты

Протагор Абдерский 480­410 «Человек есть мера всех вещей». «Какой вещь является мне, такой она верна для меня, какой тебе – такой верно для тебя». Нет никакой скрытой сущности вещей.
Горгий 480­380 «О том, чего нет или О природе» 1. Ничто не существует. 2.Если и есть нечто существующее, то ононепознаваемо. 3. Если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо.

Досократики – термин историко­философской науки Нового времени, обозначающий совокупность философов архаической Греции VI – V вв. до нэ.


Две традиции:

1. Ионийская (милетская школа, Гераклит, Анаксагор) – эмпиризм, натурализм, интерес к многообразию и специфике вещного мира, вторичность антропологической и этическойпроблематик.

2. Италийская (пифагорейцы, элейская школа, Эмпедокл) – интерес к формальной и числовой составляющей мира вещей, логицизм, опора на доводы разума и рассудка, утверждение онтологической и теоретико­познавательной проблематик в качестве фундаментальных дляфилософии.

Центр внимания философии досократиков – космос, «мир» в значении структурно­организованной и упорядоченной целостности вещей. Главная проблема – нахождение первоосновы всего сущего.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Фалес.

Все произошло из воды. «Быть» значит «жить»; все, что существует, живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Первую функцию выполняет душа, вторую – вода. Впервые предсказал солнечное затмение, начал доказывать геометрические теоремы.

Анаксимандр.

«О природе» ­ первое греческое научное произведение в прозе (Фалес ничего не писал).

Источник бытия – вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнем, которое он называл «божественным». Возникновение космоса: В недрах первоначала возникает зародыш миропорядка, в котором влажное и холодное «ядро» постепенно высыхает, причем выделяющиеся из него пары раздувают оболочку, которая, лопаясь, распадается на ряд колец – происходит образование плотной Земли, имеющей форму цилиндра. Цилиндр не имеет опоры и покоится неподвижно в центре космической сферы. Живые существа зародились во влажном иле, которым была покрыта Земля. Когда Земля начала высыхать, влага скопилась в углублениях (моря), а некоторые животные вышли на сушу. От рыбообразных существ произошли люди. Возникновение и развитие мира – периодически повторяющийся процесс.

Анаксимен.


Все вещи происходят из воздуха, либо путем его разрежения за счет нагревания, либо путем сгущения, приводящего к охлаждению. Воздушные испарения поднимаются вверх и превращаются в огненные светила. Твердые вещества – сгустившийся и застывший воздух. Воздух находится в непрестанном движении. Земля

– уплотнение воздуха в центре космической полусферы, имеет форму трапеции и покоится на воздушныхмассах.

Пифагорейцы.

Все есть число, то есть разумное сочетание величин, составляющих пары противоположностей: предел и беспредельное, нечет и чет, единство и множество ит.д. Предел – закономерность, совершенство, порядок. Беспредельное – беспорядок, бесформенность и т.д. Космос пифагорейцы выводили из предела (единица) и беспредельного (неопределенная двоица). Геометрическое выражение предела – шар, арифметическое – единица, поэтому космос один и сферичен, находится в безграничном пустом пространстве. Возникновение мироздания: наполнение точки пространством, в результате чего точка получила объем и протяженность. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями, задача философа – вскрыть этиотношения.

Астрономия:

1. Идея шарообразностиЗемли

2. Земля не покоится, а вращается вокруг своейоси

3. В центре Вселенной находится «срединный огонь», вокруг которого движутся

10 небесных тел: Антиземля (она никогда не видна), Земля, Луна, Солнце, планеты, сфера неподвижных звезд (предположил это Филолай). Образуется священная декада (священное число 10) – полнота и совершенства цифрового ряда, универсальная формула всего бытия.

 

Гераклит Эфесский.

Первооснова вещей – огонь (образ вечного движения и изменения). Периоды возгорания и угасания огня чередуются вечно. При угасании (путь вниз) огонь превращается в воду, вода переходит в землю и воздух. При возгорании (путь вверх) из земли и воды исходят испарения, к числу которых Гераклит причислял и души живых


существ. Гераклит говорил о безостановочной изменчивости и текучести всех вещей –

«все течет».

Путь вверх и путь вниз – один и тот же. Мудрость заключается в том, чтобы все знать как одно. Все в мире состоит из противоположностей, борющихся друг с другом. Взаимодействие и борьба противоположностей определяют существование каждой вещи и любого процесса в мире. Действуя одновременно, противоположности создают напряженное состояние, которым определяется внутренняя гармония вещей, «тайна» ­

«логос». Логос у Гераклита – разумный закон, управляющий мирозданием, а также такое знание о вещах, согласно которому все вещи являются частью общекосмического процесса, то есть они даны в динамике перехода. Отдельное знание о единичных вещах (многознание) ложно и недостаточно.

Ксенофан Колофонский.

Две части учения – отрицательное (критика традиционных греческих религиозных представлений) и положительное (учение о едином самотождественном боге, пребывающем во Вселенной). Основные объекты критики – поэмы Гомера и Гесиода. Ксенофан считал, что людям свойственно представлять себе то, что превыше их понимания, по собственному образцу (боги, например, имеют человеческий облик). Традиционной антропоморфической и политеистической религии Ксенофан противопоставил монотеистическую концепцию – представление о едином боге, вечном и неизменном, не похожем на смертных. Бог Ксенофана, по всей видимости, отождествляется с воздухом, наполняющим космос и пребывающим во всех вещах. Только бог обладает высшим и абсолютным знанием, людское знание никогда не выходит за рамки мнения, строится на догадках. Оказал влияние на элейскую школу.

 

Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс). Парменид.

Изложил свое учение в поэме «О природе», которая состоит из вступления и двух частей. Первая часть – учение об истинном, умопостигаемом бытии, которое чуждо мнению смертных (путь истины). Вторая часть – картина обманчивого мира явлений (путь мнения).

Изначально для Парменида теоретически мыслимы два допущения: 1. нечто есть и не может не быть, ­ это есть сущее и бытие. 2. Нечто не есть и может не быть, ­ это


несущее и небытие. Первое убеждение приводит на путь убеждения и истины. Второе должно быть сразу отброшено как совершенно непознаваемое, так как то, чего нет, нельзя ни познать, ни высказать. Отрицание существования чего­либо предполагает знание о нем и тем самым – его реальность. Отсюда выводится принцип тождества и мышления. Мыслить и быть – одно и то же. Небытие – немыслимо, и то, чего нет – невозможно. Допущение наряду с бытием существование небытия ведет к пути мнения, то есть приводит к недостоверному знанию о вещах. Главные характеристики истинного сущего бытия: оно не возникло, неуничтожимо, целокупно, единственно, неподвижно и нескончаемо вовремени.

Во второй части поэмы излагается космология. Мир «мнения» смешан из бытия и небытия, истины и лжи. Смертные различают две формы вещей: свет или эфирный огонь, всюду тождественный самому себе (бытие), и плотная, темная ночь (небытие). На самом деле ночь – это отсутствие света, поэтому нельзя выделять эту форму вещей как отдельно существующую. Космос один и со всех сторон окружен сферической оболочкой. Он состоит из ряда концентрических колец, или «венцов», вращающихся вокруг мирового центра. Боги трактуются Парменидом, как аллегории небесных светил, стихий, страстей и т. д. Традиционная мифология и религия, с точки зрения Парменида, также является следствием ложного допущения существования небытия, или«множества».

Зенон Элейский.

Зенон – автор книги, включающей в себя «апории», цель которых защитить учение Парменида о бытии. Книга Зенона включала в себя 45 таких «апорий». Самыми знаменитыми были четыре «апории» против движения: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадий». С точки зрения элеатов, поскольку есть только одно

«бытие», то оно тождественно самому себе и, следовательно, неделимо.

Именно на парадоксе делимости «бытия» (и движения) строятся все четыре задачи Зенона: 1) «Дихотомия» (букв. «деление надвое»): прежде чем пройтиполовину, необходимо пройти половину этого расстояния, но прежде чем пройти половину, необходимо пройти половину половины и т. д. до бесконечности. Следовательно, движение никогда не начнется и  никогда не окончится,— отсюда противоречие; 2)

«Ахиллес и черепаха»: «самый быстрый бегун (Ахиллес) никогда не догонит самого медленного (черепахи), поскольку догоняющий должен прежде достичь того места,


откуда сдвинулся убегающий, так что более медленный будет всегда чуть впереди»; 3)

«Стрела»: «если всякий предмет покоится, когда занимает равное себе место, а движущийся всегда находится в «теперь», то летящая стрела неподвижна»; 4)

«Стадий»: здесь говорится о «равных телах, движущихся по стадиону в противоположных направлениях мимо равных им неподвижных тел», и при этом оказывается, что «половина времени равна двойному», поскольку движущееся тело проходит мимо другого тела, движущегося ему навстречу, в два раза скорее, чем мимо покоящегося. Последняя «апория» основана на игнорировании сложения скоростейпри встречном движении; первые три — логически безупречны и не могли быть разрешены средствами античнойматематики.

Мелисс

К прежним характеристикам истинно сущего «бытия» Парменида он прибавил две новые: 1) «бытие» не имеет границ, поскольку, если бы «бытие» было ограничено, то оно граничило бы с «небытием»; 2) «бытие» бестелесно.

Философское учение элеатов стало своеобразным рубежом в истории ранней,

«досократической» греческой мысли. Аргументы Элейской школы о свойствах истинного «бытия» казались последующему поколению философов в большей своей части неопровержимыми. Выход из создавшегося положения был найден в отказе от поисков какого­то одного порождающего начала и в допущении многих структурных элементов вещей.

Эмпедокл

В основе учения Эмпедокла – теория четырех элементов (корни всех вещей) – огонь, воздух, вода и земля. Корни вещей вечны, неизменны и не способны переходить друг в друга. Все прочие вещи – соединение этих элементов в определенных пропорциях. В качестве внешней причины взаимного стремления и отталкивания стихий Эмпедокл постулировал существование двух космических сил — «Любви» и

«Вражды», которые он представлял себе нематериальными, но пространственно протяженными. Из этих природных сил первая соединяет разнородные элементы, тогда как вторая — разъединяет их. Попеременным преобладанием этих сил обусловлен циклический ход мирового процесса.

Каждый отдельный космогонический цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха

«Любви»: все четыре элемента смешаны самым совершенным образом,  образуя


неподвижный и однородный «шар»;2) «Вражда» проникает в «шар» и вытесняет

«Любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «Любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; движение космоса замедляется; 4) четвертая фаза, «зоогоническая», со своей стороны, подразделяется на четыре ступени: 1) во влажном, теплом иле возникают отдельные члены и органы всевозможных существ, которые беспорядочно носятся впространстве;

2) образуются неудачные сочетания членов, разнообразные, большей частью уродливые существа; 3) возникают «цельноприродные» существа, не способные к половому размножению; и, наконец, 4) зарождаются полноценные животные с половой дифференциацией.

Анаксагор.

Начальное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой неподвижную

«смесь», лишенную всяческих очертаний. «Смесь» состояла из бесконечно большого числа мельчайших, не видимых глазу и бесконечно делимых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой­то момент времени и в каком­то участке пространства эта «смесь» приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей внешним по отношению к ней источником — «Умом». Анаксагор называет «Ум» «легчайшей из всех вещей», которая ни с чем не смешивается, и утверждает, что он «содержит в себе полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного, влажного воздуха, собирающегося в центре космического вихря, от светлого, горячего и сухого огня (эфира), устремляющегося к его периферии. В дальнейшем из воздуха выделяются более плотные и темные компоненты — облака, вода, земля, камни. В соответствии с принципом «подобное стремится к подобному» происходит соединение сходных «семян», образующихмассы, воспринимаемые органами чувств как однородные вещества. Однако полного обособления этих масс произойти не может, поскольку «во всем имеется часть всего»,а каждая вещь только кажется тем, что в ней преобладает. Общее количество вещества всегда остается неизменным, так как «никакая вещь не возникает и не уничтожается,но соединяется из существующих вещей (т. е. «семян») иразделяется».

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается как круговращение небесного свода. Земля, образовавшаяся из наиболее плотных и тяжелых веществ, замедлялась быстрее и в настоящее время пребывает неподвижнойв


центре космоса. Она имеет плоскую форму и не падает вниз, будучи поддерживаемой находящимся под ней воздухом. Небесные светила были оторваны от земного диска силой вращающегося эфира и затем раскалились под его воздействием.

Атомисты

В противовес элеатам утверждали, что небытие существует и оно есть пустота. Согласно учению Демокрита, пустота разделяет мельчайшие частицы бытия – атомы. Атомы отличаются друг от друга величиной, формой, положением. Они носятся беспорядочно в пустоте и, соединяясь друг с другом, порождают всевозможные вещи. Эти первоосновы вещей неизменны, невидимы, неделимы и совершенны – их бесчисленное множество. Причиной движения «атомов», их сцепления и распада является «необходимость», — природный закон, правящий мирозданием. Кружась в вихре, «атомы» разделяются по принципу «подобное стремится к подобному»: более крупные из них собираются в середине и образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Земля имеет форму барабана с вогнутыми основаниями; вначале она была невелика и вращалась вокруг своей оси, но потом, став плотнее и тяжелее, перешла в неподвижное состояние.

Все живое отличается от неживого наличием души, которая, по Демокриту, состоит из мелких округлых подвижных «атомов», подобных «атомам» огня. Душа имеется не только у человека и животных, но также и у растений. Душа сохраняется в теле и увеличивается благодаря дыханию, однако она умирает вместе со смертью тела, рассеиваясь в пространстве.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1062; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!