Аргументы скептиков против возможности познания. Постигающее представление в стоическойфилософии



1. Аргументыскептиков.

Главный принцип скептицизма ­ ἐποχή (эпохэ), воздержание от суждения. Это нужно для того, чтобы найти счастье, которое есть безмятежность души (атараксия). Своей вершины скептицизм достиг в учениях Пиррона (360 —ок. 270 до н. э.), Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста Эмпирика.

 

Энесидем (сер. 1 в. до н. э.) сформулировал 10 скептических аргументов (тропов) в пользу воздержания от суждения. Первые 5 относятся к субъекту суждения, оставшиеся 5 – к объектусуждения.

Трудно судить о том, что истинно, когда

1) у различных существ (люди, животные) представления об одних и тех же вещах различаются, ибо различна сила ихчувства,

2) различны особенности восприятия различныхлюдей;

3) чувства накладывают свой отпечаток на опыт (каждый орган чувства даёт своё ощущение предмета – цвет, вкус,запах)

4) судящий всегда пребывает в каком­либо состоянии (страх, злость, любовь и


т.д.);


 

 

5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований изаконов.

6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что


влияет на наше;

7) восприятие всех предметов искажается пространством (большой предмет издалека кажетсямаленьким);

8) одинаковые вещи действуют по­разному в зависимости от ихколичества;

9) события по­разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности (где землетрясения часты, там им неудивляются);

10) все соотносительно (верх­низ) => всё мыслимое соотносится с мышлением, без такого соотнесения (т.е. само по себе) всёнепознаваемо.


 

Отсюда ­ воздержание от суждения об истинности

 

 

Агриппа вывел 5 тропов:

 

 

1) из­за разнообразия философских систем нельзя договориться и найтиистину;

2) релятивизм не даёт возможности дать обоснование, т.е. мы не знаем, откуда начатьобоснование;

3) вещь кажется нам той или иной по отношению к судящему и созерцающему предмет. Судящий о предмете является в одно и то же время субъектом и объектом познания. Когда мы о чем­нибудь судим, то вмешиваемся в процесс познания, поэтому мы не можем судить о предмете самом по себе, т.к. он сам по себе не существует, а существует только лишь длянас;

4) избегая релятивизма (удаления в бесконечность), философ догматически предполагает, что некоторое положение является истинным само по себе. (так нельзя бездоказательства)

5) чтобы избежать бесконечности в доказательстве, философы часто впадают в ошибки взаимодоказуемости. Одно положение обосновывают при помощи другого, которое, в свою очередь, обосновывается при помощипервого.

 

2. Постигающее представление в стоическойфилософии:

Цель логики стоиков – поиск критерия истины. Ощущения – основа познания, которое мы получаем об объектах, действующих на наши органы чувств ­> возникают представления. Для стоика чтобы быть истинным, представление должно быть не только чувствованием, но и «с­чувствованием», то есть должно быть согласие (тому, что уже есть в душе). Впечатление зависит не от нас, а от объекта, которые на нас воздействуют, при этом мы не в силах повлиять на это воздействие (принять/отклонить его). НО мы свободны дать согласие или несогласие. Только при согласии имеет место

«каталепсис», живой образ, который есть постигающее представление. Это и есть гарантия истины. Свободное согласие – это признание объективной очевидности. Скептики уверены: когда мы поставлены лицом к лицу к объекту, в нас начинают поступать импульсы такой силы и очевидности, что влекут нас к признанию, а значит,


к пониманию. Понимая нечто, мы даём наше согласие, поскольку находим себя перед лицом реального объекта. Предположение соответствия между реальнымприсутствием объекта и представлением (полным очевидности), ведет к принятию и согласию ­> к истине.

 

Развитие этической проблематики в эпикуреизме истоицизме.

Эпикуреизм – философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами.

Основные представители: Эпикур, Метродор, Полистрат, Тит Лукреций Кар.

Этика Эпикура исходит из идеала мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния (атараксия). Это состояние лишено страданий, а потому тождественно с удовольствием. Знания позволяют мудрецу преодолеть страх перед смертью («пока мы есть смерти нет, когда смерть есть нас нет»; смерть как распад на атомы и анестезия), так и перед богами (боги блаженны, а потому не могут гневаться на людей и наказывать их). В своих действиях Эпикур призывает руководствоваться лишь естественными желаниями (как необходимыми, так и не­необходимыми) и избегать желаний противоестественных (например, тщеславие). Грубый гедонизм характерен лишь для позднего римскогоэпикуреизма.

Эпикуp отмежевывается от понятия Бога, участвующего в делах человека. Смысл жизни в самой жизни да и только. Жизнь нужна только сейчас, потом атомы. Смысл жизни ­ удовольствия. Принцип эпикуpизма: «проживи незаметно». Лучше быть не связанным с семьей. В обществе тебе кто­то что­то обязательно испортит. Как решать проблему со смертью? Религия нагнетает страх перед смертью. Пока человек живет — смерти нет, а затем ему уже все равно.

Эпикуреизм приобретает массу сторонников и последователей среди римлян. Среди них наиболее выдающимся и известным является Тит Лукреций Кар. Согласно Лукрецию, главные враги человеческого счастья – страх перед преисподней, страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, порожденные неведением относительно истинной природы человека и его места в мире. Позднее эпикуреизм получает широкое распространение в эпоху Возрождения. Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Ф.Рабле, К.Раймонди и


др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такими мыслителями, как Ф.Бэконом, П.Гольбахом, Б.Фонтенелем и др.

Стоицизм – учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной ок. 300 до н.э. Зеноном из Кития; название «Стоя» происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон.

Основные представители: Зенон Китийский, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий, Публий Клодий, Тразея Пет.

Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит». Стоики выделяютчетыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественнаяпредрасположенность.

В позднем стоицизме теоретизирование окончательно ограничивается этикой, которая все более эволюционирует к моралистике; в таком виде он на времястановится ведущей «философской идеологией» Римскойимперии.

Классический грек: «Я знаю и поступаю соответствующим образом» (активная позиция), стоики: «Я знаю и подчиняюсь» (терпилы), эпикурейцы: «Я знаю и уклоняюсь».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!