Учение Августина о Граде Божьем, времени ивечности
Блаженный Августин (354430), IVV вв. проповедник, епископ Гиппона, образованный римлянин, под влиянием неоплатонизма и в полемике с манихейством; трактат “О граде Божьем” (DecivitateDei) (413427) написан уже после взятия Рима остготами, в условиях политического кризиса.
Главный вопрос “О граде Божьем” формулируется в координатах политической философии и антропологии – почему погибла римская respublica? Августин отталкивается от понятия “народ” (populus), и определяет народ иначе, чем это делал Цицерон: народ – собрание разумной толпы, объединенной вещами, которые оналюбит
(понятие concorscommunio). Далее: элемент “разумной” значит, что душа управляет телом, а разум – пороками (здесь включается августиновское учение о свободе воли) => то есть разумный = свободный. Однако истинная свобода достижима только в вере и любви к Богу, т.к. вне Бога душа и разум оказываются под властью дьявола. => Народ, объединенный общей любовью (concorscommunio) к Богу является народом праведников, и его respublica вечна – это и есть Град Божий. Град Божий растворен в земных народах, его граждане – peregrini, странники а земные народы, так же соответствуя данному Августином определению народа, так же объединены общей любовью, но уже не к Богу, а к самим себе, или к другим вещам (и поэтому их respublica недолговечна, а их добродетели неистинны, и единодушие преходяще).
Вопрос о времени Августин поднимает в первую очередь в “Исповеди” (397398): он приписывает времени несколько аспектов: 1) время присуще всему сотворенному, т.е. в первую очередь характеризует вещи; 2) делится на прошлое, настоящее и будущее; 3) прошлое и будущее существуют только как корреляты сознания в настоящем: памяти, где хранится прошлое, и надежды, которая устремленав будущее.
|
|
Понятие о вечности у Августина напрямую связано с его исторической концепцией, и может быть разложено на следующие аспекты: 1) историческое время линейно, длится от грехопадения до Страшного суда; 2) историческое время руководится Божественным провидением, поскольку Бог находится вне времени (он не сотворен, и потому ему время не присуще), и в вечности он обозревает все времена (NB: это не противоречит учению Августина о свободе воли); 3) Божественным провидением историческое время делится на шесть периодов, соответствуя шести дням творения мира (структуры времен гомологичны друг другу и своим элементам!): от Адама до Потопа; от Потопа до Авраама; от Авраама до Давида; от Давида до Пленения вавилонского; от Пленения до Христа; от Христа до Страшного суда, после которого время закончится и настанет ЦарствиеБожие.
|
|
Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии. Катафатика иапофатика.
Процесс интеллектуализации христианства проходит в условиях сильнейшего влияния среднего платонизма (Филон Александрийский), стоицизма, восточного
мистицизма (манихеи), аристотелизма (Антиохийская школа богословия) таким образом, что статус разума в зарождающейся христианской философии довольно сложная проблема. Первая волна интеллектуализации христианства апологетика: западная (Минуций Феликс, Тертуллиан) пишет против язычников, обосновывая связь христианства с культурнофилософской матрицей античности.ю восточная (Александрийская школа) выстраивает философскую систему на основании неоплатонизма.
Климент Александрийский (150215) IIIII вв. апологет, основатель Александрийской школы (прямой предшественник Оригена), “Строматы”, “Протрептик”, “Педагог”, “Кто из богатых спасется”. Роль философии, рассматривает К. исторически и отвлеченно. Исторически К. рассматривает три трактовки роли философии: 1) стоическая трактовка (каждый человек имеет в себе частицу истины, и философия способна ее раскрыть потому опыт античных философов ценен; 2) греческие философы своровали все идеи у ветхозаветных пророков, поэтому их учения имеют ценность (очень распространенная трактовка); 3) философия привнесена в мир ангелами: падшими, или теми, кто был поставлен заботиться о конкретных народах (похоже на мифологему с Прометеем и огнем, и вообще очень распространенная мифологическая структура). Отвлеченно рассматривая философию, К. настаивает, что:
|
|
1) христианству необходимо отобрать то самое лучшее, что было разработано античными философами, отделить зерна от плевел; 2) античная философия подготовила людей к христианской вере педагогическое значение философии; 3) в любом случае, и античная, и иудейская философия дар Божий, и им нельзя гнушаться.
Катафатические и апофатический подходы к вопросу о роли философского знания разрабатываются Дионисием Ареопагитом (VVI вв., не путать с ПсевдоДионисием Ареопагитом, сочинения последнего значимы для совсем другой проблематики), епископом Афин, учеником апостола Павла: катафатический подход (разработан вслед за Плотином, в сочинении “О божественных именах”) положил начало онтологическому докву бытия Бога: на основании божественных имен, означающих тотальность божественной власти: Всемогущий, Вездесущий, Всесильный, etc: 1) полагание божественных атрибутов (Спаситель, Ум, Истина); 2) полагание одновременной и трансцендентности, и имманентности Бога; 3) отрицание
|
|
существования зла. Апофатический подход (разработан вслед за Филоном Александрийским и Платоном, сочинение “Мистическое богословие”) требует отказа от чувственного и разумного познания: 1) Бог не принадлежит сущему; 2) непознание сущего путь познания Бога; 3) Бог трансцендентен и обладает катафатическими свойствами (по ев. от Иоанна). => апофатический подход путь познания от низшего к высшему; катафатический от высшего к низшему, и оба пути хороши для познания Бога.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 721; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!