Аргументы Платона в пользу существования идей



Платон убежден в существовании мира истинно­сущего. Любая чувственная вещь может быть названа множеством имен, определена множеством предикатов, быть носителем множества свойств.

Допустим, мы имеем дело со столом. Помимо того, что он стол, он может быть квадратным, прямоугольным, он может быть сделан из дуба, ясеня, быть письменным, компьютерным и т.д. В нем могут быть пять, десять или пятьдесят частей, но поскольку все это есть стол, значит, по Платону, должно быть общее, которое разделяется всеми этими столами. Это общее есть «стол сам по себе», который обладает определенными характеристиками. Во­первых, «стол сам по себе» никаких других свойств не имеет, он определяется только через себя самого, в нем есть только его собственные свойства и ничего другого. Платон характеризует это свойство истинно­сущего терминами «само по себе» и «единовидное». Во­вторых, он должен быть вечным и неизменным, ибо нет ничего в нем, что могло бы перейти вдругое.


В­третьих, если он есть только он сам, то он должен быть чем­то совершенно простым, в чем нет и не может быть никаких частей. В­четвертых, поскольку он вечен, к нему неприложимы никакие определения времени, он не был и не будет, он просто есть. В пятых, поскольку, простые, вечные и неизменные, лежащие вне времени объекты нашим чувствам не даны, то стол сам по себе может быть постигнут только чистым от всего чувственного мышлением.

По Платону, в рамках чувственного мира невозможно никакое рациональное объяснение причинности. Единственной причиной, по которой вещи называются так, а не иначе, имеют эти, а не другие свойства, является их причастность к соответствующим идеям или видам, представляющим в себе всю полноту данного свойства. Помимо причастности Платон пытается изобразить отношение между идеями и вещами, называя первые «примерами», или «образцами», в соответствии с которыми сделаны чувственные вещи, а это отношение вещей к идеям называя

«уподоблением».

Среди идей мира истинно­сущего, как и среди чувственных вещей существует определенного рода иерархия. Во главе всего сущего находится, по Платону, идея блага. Ни одно действие и ни одна идея не могут обойтись без познания блага, и оно оказывается фундаментальнейшей идеей, которую надо предпослать всемуостальному. Сам умопостигаемый мир делится на два раздела. Сразу за идеей блага следует мир сущностей, постигаемых чистым мышлением. Это сама истина, сама реальность, бытие как таковое. За ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Это также вполне умопостигаемая реальность, но для ее познания используются чувственные образы. Затем идет мир чувственно­воспринимаемый, он также делится на два раздела. Первый — это сами видимые нами предметы, второй — их тени и отражения. Надо всем этимчувственным миром господствует образ высочайшей идеиблага.

 

CorpusAristotelicum. Метафизика Аристотеля, его аргументы против теории идей Платона. СиллогистикаАристотеля.

Корпус – золотые труды. 8 групп.

1) Логические труды(«Органон»)

2) Философия природы «Физика», «О небесных явлениях», «Омире»


3) Психология «О душе», «О сне», «О жизни исмерти»

4) Биология «О частях животных», «О жизни животных», «О движении животных»

5) Этика «Никомахова»,«Большая»

6) Политика иэкономика

7) Первая философия«Метафизика»

8) Риторика и поэтика «Искусство риторики», «Опоэзии»

Метафизика – часть теоретической философии Аристотеля (физика + математика + метафизика, то бишь философия). опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, отдельных от чувственных вещей, и доказывает, что

«идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию третьего принципа, который называется у Аристотеля движением. Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования.

Силлогизм (см. «Первая аналитика») речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть (две посылки + заключение). Из двух частных или отрицательных посылок ничего не следует.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!