Принцип иерархии уровней сознания, или принцип постепенности духовнойэволюции



Происхождение философии: проблема перехода «от мифа к логосу». Специфика и функции философского знания.

Возникновению философского и научного знания в Древней Греции предшествовало знание «мифологическое». Основное назначение мифа — представление опыта взаимосвязи вещей в качестве непосредственно данного  и

«очевидного». Отсюда проистекают две его фундаментальные характеристики: 1) нерасчлененность в мифологическом представлении вещного и социального, человека и вещи, вещи и слова, предмета и знака, нерасчлененность «субъектного» и

«объектного» вообще, — по причине чего в древних обществах объяснение сущности вещи и мира традиционно сводилось к «рассказу» (преданию) о   творении или

«естественном» происхождении; 2) содержание мифа всегда представлялось древнему человеку «подлинным» и «несомненным» (в силу «надежности» осмысления мира в опыте множества поколений) и по этой причине обычно являлось предметом устойчивой веры и никогда — отвлеченной критики.

Миф служил регулятором всей общественной жизни древнего (первобытного) общества. Философия и наука возникают в Древней Элладе тогда, когда исходная взаимосвязь вещей теряет свою очевидность, и истина мифа перестает быть для человека достаточной и несомненной.

Предфилософским опытом осмысления содержания мифа в Древней Греции были поэмы Гомера (VIII в. до н. э.) и Гесиода (нач. VII в. до н. э.).

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера и в «Теогонии» Гесиода традиционные мифы были впервые подвергнуты рационалистической обработке и стали объектом художественной эстетизации.

Гомерещебазируетсянамифологии.ВпоэмахГомерапо­прежнему,какивмифах,     поступки,            решения  и            внутренние      побуждения героев объясняются божественным вмешательством. Однако при этомбессмертные боги перестаютбытьпросто аморфными и безымянными «силами», приобретая вполнезримыеочертания.Боги в поэмах Гомера обрисованы так же ярко и индивидуально, как и смертныегерои.

Наряду с человеческим естеством и богами Олимпа зримые очертания приобретает в поэмах Гомера также Земля и все мироздание.

Гесиод находится на грани мифологии и натурфилософии, когда мифологические образы, все еще оставаясь предметом непосредственной веры,


начинают служить средством выражения немифологических (натурфилософских, художественных, нравственных и т. п.) идей. По Гесиоду, вначале был Хаос (греч. χάος

— «зияние»), затем появились «широкогрудая Гея» (Земля), мрачный Тартар и прекраснейший из богов — Эрос (Любовь). Хаос — это зияющая пустота междуземлей и небом, Гея — незыблемое основание всего существующего, Любовь — сладостная причина всех зачатий ирождений.

Еще одним опытом предфилософского осмысления миропорядка в его связности и целокупности был опыт «семи мудрецов» (нач. VI в. до н. э.). Каждый из «семи мудрецов» был знаменит своими короткими изречениями — «гномами», в которых по­своему кратко и метко для современников был подведен своеобразный итог традиционной народной («житейской»)мудрости.

Родоначальниками философии можно считать представителей милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).Милетские натурфилософы перешли от религиозно­мифологических представлений о мире и его явлениях к философскому пониманию мира как единого целого и научному познанию явлений природы. Они встали на путь теорийного поиска первоначала вещей в реальном мире, опирались на простые наблюдения из повседневной жизни (подробно про каждого из них можно прочитать в билете №4)

Тезисы книжки Ф. Х. Кессиди (1920­2009). 1) рождение философии связано с кризисом демократии в Греции; 2) миф ­­ особый способ восприятия, изобразительный, не объясняющий, а объективирующий мир; 3) построение мифологической идентичности происходит средствами эпоса и лирики как инструментов самопознания (Гомер); 4) “Теогония” Гесиода: космос живет по законам и как племя, но одновременно возникает идея хаоса ­­ поворот к тому, что боги ­­ олицетворения природных сил; 5) поворот в общественной жизни от обычая к писаному закону симметричен обращению мысли от олимпийских богов к законам природы; 6) генезис философии: от мифологического изображения к абстрактному мышлению: а) потому обращение к единому первоначалу; б) построение theoria как пути от чувственно­интуитивного картиночного мифа к рационально­логическому познанию; в) => Космос упорядочен, как человек и общество(антропоморфизм); г) не присутствует дуализма духа и материи, есть только вопрос общности; 7) в переходе от мифа к логосу ­­ начало научного познания мира, и сначала оно опирается на


аналогии и сравнения (Фалес, Анаксимандр), а после уже обращается к закономерностям (милетцы); 8) пифагорейцы ­­ тупиковая вершина натурфилософии, т.к. примешивали мифическую изобразительность к рациональному познанию (бедненькие); 9) Ксенофан, Гераклит и Парменид ­­ идут от первоначала к существованию, от мнения к истине; 10) “единое” Парменида абстрактно, и путь правды основан на рациональном мышлении;11) апории Зенона ­­ вершина абстрактного мышления.

 

Функции философии:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающиммиром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающейдействительности.

Мыслительно­теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно­логические схемы, системы окружающегомира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающейдействительности.

● Роль критической функции ­ подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширениеграниц

● познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверностизнания.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей ­ морально­нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее иотжившее.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущиесилы;


вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствованияобщества.

Воспитательно­гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплениюморали.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы иобщества.

 

Особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретическийхарактер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иныхнаук;

4. во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельныхфилософов;

5. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияниеэпохи;

6. изучает не только предмет познания, но и механизм самогопознания;

7. имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само насебя);

8. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

9. в то же время динамично — постоянно развивается иобновляется;

10. опирается на категории — предельно общиепонятия;

11. неисчерпаемо по своейсути;

12. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическимпутем.



источником сознания в любом теле. Душа кардинально отличается от тела: душа существует вечно, материальное тело появляется на свет, растет, видоизменяется и в конце концов умирает. Душа обладает сознанием, а материя, в том числе и та, из которой состоит наше тело, сознания лишена. Ум, тонко­материальный по природе, является чем­то вроде интерфейса между душой и материальным телом. Душа подобна пассажиру, сидящему в машине тела, которой управляет исполняющий ее приказы ум. Посредством ума душа отождествляет себя с различными материальными телами. Так возникает «материальное» сознание.

 

Принцип иерархии уровней сознания, или принцип постепенности духовнойэволюции.

Все души имеют одинаковую духовную природу и в этом смысле равны между собой. Однако духовное равенство не отменяет того, что души в материальном мире находятся на разных ступенях развития сознания – чье­то сознание выше, чье­то ниже, подобно тому как примерно одинаковые люди находятся в разных машинах, и возможности каждого из них разнятся в зависимости от доставшейся ему машины. Отсюда огромное разнообразие теоретических представлений и вытекающих из них практик в разных школах индуизма. Это многообразие возникает в результате признания очевидного факта: все люди разные, но каждому нужно дать некую систему верований и заповедей, которые подходят конкретно ему, защитят его от деградации и позволят эволюционировать. «То, что пища для одного, яд – для другого». Иначе говоря, основатели индуизма хотят охватить всех людей, но не механически, причесав всех под одну гребенку и загнав всех в одну мировоззренческую систему, а предоставив всем, вне зависимости от начального уровня, одинаковые возможности для дальнейшей эволюции. Поэтому людям Запада, привыкшим к черно­белым идеологическим установкам: «Это хорошо, а это плохо, это приведет в рай, а это – в ад», так сложно порой бывает разобраться в индуизме и увидеть в нем целостную религиозно­философскую систему. Десять человек с одинаковыми симптомами болезни получат от западного врача один и тот же рецепт, и те же десять человек, придя к аюрведическому врачу, могут получить десять разных лекарств и десять разных предписаний режима дня, в зависимости от их конституции, образа жизни, деятельности, возраста ипроч.


Отсюда принципиально недогматический характер индуизма и веротерпимость его последователей. Часто людьми Запада это воспринимается как некая идеологическая неразборчивость и всеядность, или приспособленчество («инклюзивизм», как называют это явление индологи), но на самом деле этот подход позволяет огромному числу людей с самыми разными желаниями и склонностями продолжать оставаться в пределах социально и теологически приемлемых норм (разных для разных людей) и развиваться в пределах этой системы. Жесткие теологические рамки религий (ортодоксия), возникших на Западе, неизбежно порождают бунт против этих учений, что в конечном итоге выбрасывает людей, не способных следовать этим правилам, за борт религии, превращая их в откровенных атеистов.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!