Организация и проведение уроков по декоративно-прикладной деятельности



На занятиях по декоративно-прикладной деятельности необходимо раскрывать значение народного искусства в жизни этноса. Эстетически выразительные художественные изделия народных мастеров помогают прививать у школьников любовь к родному краю, ценить традиции родных мест.

Учебная работа на занятиях по декоративно-прикладному искусству базируется на знаниях школьников об основных свойствах и средствах композиции, цветоведения, изучении выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Практические занятия необходимо строить по принципу - от простого к сложному, от выполнения отдельных технологических операций по художественной обработке материалов - к творческим работам декоративно-прикладного характера.

Выбор тематики уроков полезно связывать с местными особенностями художественной обработки материалов, наличием художественных промыслов (соломоплетение, аппликация соломкой, керамика, вышивка, ткачество и т. п.). Необходимо учитывать интерес учащихся к работе, представлять им самостоятельность в подборе материала и декора изделий.

В ходе освоения программы по изобразительному искусству необходимо сочетать работу живописными и графическими материалами, рисование с объемно-пространственными видами деятельности: лепкой, изготовлением макетов и поделок; длительные (1-2 урока) задания с кратковременными; зрительный диктант с проведением специальных упражнений на изучение, закрепление, повторение учебного материала.

Методика проведения уроков декоративно-прикладной деятельности.

Выполнить орнамент в квадрате, используя элементы растительного мира природы.

Материал: лист бумаги, гуашь.

Учебные задачи: учиться стилизовать растительные формы..

Перед тем как приступить к выполнению задания, вспомним, что декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное……

Порядок работы над заданием предусматривает:

1. Наблюдение и зарисовки природных форм с целью поиска красивых, выразительных узоров.

2. Создание эскиза узора.

3. Определение формата и компоновки.

4. Поиск цветового эскиза.

5. Подготовка для поиска цвета

6. Тонировка

7. Выполнение линейного рисунка узора

8. Закрашивание узора.

Задание считается выполненным тогда, когда:

1. Узор красиво закомпонован на формате.

2. Созданный узор красиво закомпонован.

3. Рисунок узора красивый и выразительный.

4. Найдены красивые цветовые отношения узора и фона.

 

Контрольные вопросы.

1. Что обозначает понятие «декоративно-прикладное искусство»?

2. Назовите виды декоративно-прикладного искусства.

3. Назовите выразительные средства декоративно-прикладного искусства.


Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе.

Уроки на темы природы проводят преимущественно в условиях класса, в процессе выполнения учебных задач обращают внимание школьников, как правило, на формирование практических навыков изобразительной деятельности.

Несомненно, что непосредственное общение детей с природой оказывает на них большое воздействие, особенно пробуждает интерес к познавательной и игровой деятельности.

Важно развивать органы внешних чувств детей. Читать стихи или прозу, изображающую красоту природы. В беседе с детьми о красоте природы важно обращать внимание и на те детали, которые, на первый взгляд, мало интересны для них.

 Использование в процессе эстетического освоения школьниками природы литературного материала, как показывает опыт, (особенно это касается выполнения иллюстраций к сказкам), который воздействует на ребенка своими образами, эмоциональным строем, языком, способствует формированию представлений не только о красоте, но и о добре и зле, справедливости, вызывает духовные переживания.

Итак, прогрессивные педагоги рассматривали развитие у подрастающего поколения способности к восприимчивости красоты природы как организуемую педагогически управляемую деятельность, и в её структуре выделяли: 1) непосредственное восприятие природно-прекрасного; 2) восприятие красоты природы в произведениях литературы; 3) эстетическую практическую деятельность. Очевидно, что, призывая эстетически осваивать не только красивые, но и малоинтересные для детей предметы и явления природы, они вплотную подошли к пониманию выразительности природы, необходимости развивать у школьников эстетическую восприимчивость к разнообразным её ценностям.

Практика показывает, восприятие школьниками природно-прекрасного в реальности и в искусстве, а также эстетическая практическая деятельность на темы природы должны быть направлены на: а) развитие у них способности переживать природно-прекрасное; б) эстетический анализ предметов и явлений природы; в) применение полученных эстетических впечатлений в практической художественной и других видах деятельности. Предлагаемая нами модель эстетического освоения школьниками природы предусматривает осуществление эстетической деятельности учащихся в виде педагогически обоснованных этапов:

1) переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности, предполагающее включение детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать эстетический образ природы (первый этап);

2) элементарное эстетическое познание с преобладанием логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетической практической деятельности младших школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися 1 – 5-х классов широких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорций, конструкции, цвете, пространства, объёма её предметов и явлений (второй этап).

3) формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как частью природы, на основе законов Истины, Добра и Красоты. 

Таким образом, эстетическое освоение природы школьниками направлено на восприятие – переживание – элементарное познание и осмысление её красоты и выразительности в эстетической практической деятельности, формирование отношения к природе.


Организация восприятия произведений искусства на школьном уроке и на выставке картин (в художественном музее, картинной галерее и т. п.). Основные темы по восприятию искусства и их роль в воспитании учащихся.

Выделяют три группы факторов, влияющих на процесс восприятия картин. Это – 1) внешние условия: а) настроенность, б) подготовленность, в) установка зрителя; 2) разъяснение зрителю картины, в частности, разъяснение её идеи и средств выражения; 3) для полноценного восприятия необходимо так показать картину, чтобы в ней действовал и: а) колорит, и б) почерк мастера, и в) мелкие детали, чтобы не доминировала в процессе восприятия только г) сюжетная сторона. В противном случае зритель приучается видеть в картине всего лишь информационный аспект. В условиях общеобразовательной школы не следует пренебрегать информационным аспектом в процессе восприятия школьниками произведений искусства. В процессе восприятия произведений живописи предстоит понять замысел художника, какими средствами и приёмами он добивался его выполнения. Выполняя эту задачу необходимо использовать впечатления школьников от встречи с искусством, настроение, отношение к произведению, имеющийся у них художественный опыт, вкус, знания основ изобразительного искусства. В этой работе важно показать учащимся, что в картине нет ничего лишнего, всё подчинено замыслу, всё держится на основе единства содержания и формы.

В процессе восприятия школьниками картины необходимо помочь им раскрыть идейный замысел, тему, сюжет, композицию, цветовое решение. Мы начинаем анализ произведения с того, что работа над картиной (композицией) начинается с замысла, возникающего на основе миропонимания художника, жизненных наблюдений, переживаний. Анализируя картину важно обратить внимание школьников на способы нанесения краски на холст. Этот способ связан с восприятием цвета и с его воздействием на зрителя. Цвет на картине меняется в зависимости от характера мазка: рыхлого, плотного или прозрачного.

Художник определяет формат (вертикальный, горизонтальный, округлый и т. п.), размер полотна, расположение основных элементов точку зрения, уровень горизонта, цветовой строй картины, выделяет главное в ней.

Рассказ в картине – это не просто показ определённого действия, но и портретная характеристика героев произведения, и «описание» ландшафта, интерьера, различных предметов, связанных с происходящим в картине и участвующих в раскрытии замысла художника. Немаловажную роль в раскрытии художественного образа, в том числе и в портретном жанре, помимо построения композиции, выбора формата, освещения, колорита играют детали.

Таким образом, эффективность художественного воспитания в формировании духовной культуры школьников во многом определяется дидактическими, культурологическими и воспитательными задачами учебно-воспитательного процесса. Их выполнение предполагает учёт следующих условий: 1) накопление учащимися знаний в области ИЗО; 2) формирование практических художественных навыков в области изо-ной деятельности; 3) развитие эмоциональной отзывчивости, ассоциаций, воображения, фантазии, образного мышления школьников; 4) развитие способности выразить своё отношение к произведению искусства; 5) постижение языка искусства; 6) расширение объёма знаний и представлений об искусстве; 7) понимание роли искусства в жизни людей. Учебный процесс в общеобразовательной школе рассматривается не просто как приобщение детей к искусству, но и как нацеленный на воспитание более глубоких личностных образований – убеждений, поведения и деятельности.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 544;