Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей. Требования к разработке и использованию наглядных пособий



Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей.

Наглядные пособия – средства, позволяющие воспринимать учебную информацию не только на слух, но и зрительно.

Наглядные средства делят на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относят различные предметы реальной действительности (муляжи и т. п.), всё то, что можно нарисовать. К изобразительным средствам относят рисунки, аппликации, таблицы, плакаты, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями.

Изобразительные наглядные пособия делят на демонстративные и индивидуальные. Демонстративные – плакаты, репродукции с картин, фотографии архитектурных сооружений, объектов природы, скульптур, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры.

К индивидуальным наглядным пособиям относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, освоению основ изобразительной грамоты. Важную роль в обучении школьников изобразительному искусству играют наглядные пособия. Умелое использование учителем репродукций с картин художников, таблиц, рисунков, учащихся способствует и развитию у них цветовосприятия, и пониманию формы, пропорций, конструкции предмета.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроках его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя.

2. Разработка учителем упражнений к урокам изобразительного искусства.

К сожалению, промышленность мало выпускает наглядных средств для уроков изобразительного искусства. Поэтому учителю важно самому уметь изготавливать наглядные пособия.

Выполнение наглядных пособий к урокам изобразительного искусства по тематике школьной программы (восприятие искусства, восприятие эстетического в действительности, практическая художественная деятельность). Рисунки выполняются на формате школьного альбома для рисования.

Требования к изготавлению наглядных пособий: 1) соответствие учебным целям урока; 2) соответствие возрастным особенностям школьников; 3) качество графического, пластичнсть кого, декоративного живописного исполнения; 4) удобовоспринимаемость пособия всему классу.

Применение упражнений на уроках изобразительного искусства связано с углублением знаний и умений школьников в области изобразительной деятельности, разивития эстетического и художественного восприятия, развития наблюдательности и т. п. Приведём пример использования упражнений на уроке по восприятию эстетического в природе.

Эстетический анализ неба. Методическая задача направлена на восприятие школьниками разнообразных оттенков цвета неба, умению видеть необычное в обычном, на развитие воображения и фантазии учащихся.


Организация и проведение уроков по рисованию с натуры.

Основные стадии работы над рисунком. 1. Создание представлений о предмете изображения. 2. Создание представлений у школьников об изображении. 3. Материальное воплощение изобразительных задач.

Практическая художественная деятельность на занятиях по изобразительному искусству включает работу с натуры и на темы графическими и живописными материалами. Большое значение здесь необходимо придавать рисованию по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений на основе воображения и фантазии школьников.

Работа с натуры начинается с первого класса. Этот вид учебной деятельности позволяет школьникам не только изучать форму, пропорции, конструкцию предмета (в пределах возрастных особенностей), его цветовую окраску, положение в пространстве, объём. В процессе рисования с натуры у них развивается наблюдательность, умение видеть необычное в обычном, повседневном, активно происходит накопление разнообразных зрительных представлений об объектах действительности.

Объектами для рисования служат предметы природы (фрукты, овощи, листья, цветы и т. д.), предметы труда и быта (крынка, чашка, кувшин и т. д.). При подборе натуры следует руководствоваться следующим принципом: она должна быть эстетически привлекательной, понятной и доступной для изображения той или иной возрастной группе школьников. В первом и втором классах, учитывая возрастные особенности детей, работу с натуры следует сочетать с работой по представлению и по памяти после непосредственных наблюдений и анализа предметов изображения. По мере накопления опыта работы графическими и живописными материалами количество учебного времени на работу с натуры должно возрастать.

Основные группы учебных задач. Содержание практических занятий по изобразительному искусству включает решение школьниками четырёх основных групп учебных задач: 1) композиция (фронтальная или плоскостная, объемная и глубинно-пространственная), свойства и средства композиции (ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, и т.п.); 2) цвет и свет (освещение); 3) форма, пропорции, конструкция, объём; 4) пространственные свойства формы (геометрический вид формы, положение в пространстве, фактура, текстура материала и т.п.). Освоение этих групп учебных задач, лежащих в основе изучения учащимися изобразительной грамоты и декоративно-прикладной деятельности, должно быть нацелено на посильное создание ими художественного образа.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 497;