Витебский период становления и развития художественного и художественно-педагогического образования



Весомый вклад в становление художественного и художественно-педагогического образования Беларуси внёс Витебск. На рубеже XIX и XX веков он был одним из крупнейших промышленных центров Северо-Западного края Российской империи. В городе регулярно гастролировали известные музыканты, театральные труппы, был создан симфонический оркестр. В художественной жизни Витебщины принимали участие такие известные живописцы, как И. Репин, Ю. Клевер.

Надо заметить, в этот период в Витебской губернии на педагогическом поприще трудились десятки квалифицированных художников-педагогов, которые получили среднее и высшее художественное образование в учебных заведениях Москвы, Петербурга, Миргорода, Пензы, Вильно и других городов Российской империи, а также за границей. Важное место в этой связи занимает школа рисования Ю. Пэна.

После революции 1917 года в Беларуси открываются различные художественные студии и школы, деятельность одних была связана с производством и строилась на чётких учебных программах, другие (студии пролеткульта) не признавали никаких программ и ограничений. В связи с немецкой и польской интервенцией (1914 – 1920 г.г.) от Беларуси был оторван Виленский край, оккупирована половина территории страны, центр художественной активности сосредоточился на землях Витебщины (Витебск, Велиж, Городок, Лепель, Невель, Полоцк). В основе обучения новообразованных школ лежали принципы реалистического изображения и работа с натуры.

В 1919 году по инициативе Марка Шагала (Мовша (Моисей) Хацкелев) и с его активным участием было открыто художественное училище. Первым директором ВНХУ стал художник-график М. В. Добужинский. Вступительных экзаменов в Витебском народном художественном училище не было. Заявления принимались в течение всего года; не требовалось представление дипломов об образовании; отсутствовал и возрастной ценз.

Помимо традиционных мастерских в училище существовала так называемая «Свободная мастерская», в которой учебным процессом руководил М. Шагал. Заметим, некоторое время в училище работал К. Малевич и другие художники авангардного направления. Витебский художественный техникуму, который в 1923 году возглавил выпускник Петербургской Академии художеств М. Керзин (в1924 году техникум стал называться «Белорусским государственным художественным техникумом). С приходом М. А. Керзина обучение в техникуме было поставлено на профессиональную основу.

Следует сказать, в истории Беларуси предмет изобразительное искусство (рисование) занял стабильное место в учебном плане лишь в 30-х годах прошлого столетия. В 1949 году на базе педучилища было открыто среднее специальное учебное заведение с четырехлетним сроком обучения по подготовке учителей рисования и черчения. В 1959 году, в связи с новыми требованиями к уровню квалификации учительских кадров, на базе вновь созданного в Витебске педагогического института и вышеназванного училища был создан художественно-графический факультет.

В 90-е годы в Республике Беларусь происходит переименование педагогических институтов в университеты. Формирование специалиста на художественно-графическом факультете не ограничивается освоением им основ изобразительной грамоты. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит методической подготовке учителя, которую мы рассматриваем как неотъемлемую часть профессионализма. Методическая подготовка предопределяет решение проблемы повышения качества художественного, эстетического, нравственного, экологического, патриотического, идеологического воспитания школьников.


Особенности обучения изобразительному искусству в общеобразовательной, художественной школе, художественном колледже, на художественно-графическом факультете.

 

В школе обучение строится на основе образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

Занятия ИЗО является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Особенность в том, что дети получают первичные знания об ИЗО. приобретают первичные художественные навыки и умения.

 

В художественной школе. Более углубленно изучаются предметы рисунок, живопись, композиция. Приобретаются и усовершенствуются навыки рисования красками, простыми карандашами. Преподавание строится на изучении академических основ художественной грамоты. Обогащается опыт ребёнка в ИЗО деятельности.

 

На худ-граф факультетах студенты получают профилирующее образование в системе образования. Приоритетные дисциплины: рисунок, живопись, композиция, графика. Изучают методику преподавания ИЗО. Важная роль в профессионально-педагогической подготовке студентов принадлежит педагогической практике.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 366;