Зарубежные методы обучения рисованию. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования



 

Художники эпохи Возрождения заново разрабатывали теорию изобразительных искусств и методы обучения рисунку. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, тем не менее, эпоха Возрождения внесла весомый вклад в теорию методики преподавания и как для профессионального обучения, так и для общеобразовательного. Над проблемами рисунка работали Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности природы, установить связь между наукой и искусством.

Худ.Возр-ия стремятся развить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства, чтобы понять методы работы их создателей.

Леонардо на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних. Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Они не только обосновали актуальные проблемы искусства, но и практически их решили в своих произведениях.

Ченнини Ченнино придавал большое значение методическому руководству со стороны учителя.

Альберти в трактате «Три книги о живописи» выдвинул ценные положения о живописи. Он пишет, что эффективность обучения искусству зависит от научной осведомленности. Он считал, что рисунок должен быть по законам и правилам как в математике. Процесс рисования предлагал строить на рисовании с натуры. Соблюдая последовательность, Альберти знакомит ученика с основными положениями линейной перспективы, объясняет свойства лучей зрения. Здесь же он касается вопросов воздушной перспективы. Пользовался методом закрепления пройденного путём рисования по памяти.

Дюррерпредложил метод обобщения формы, что представляет особую ценность для обучения рисунку. Этот метод до сих пор применяется при изучения рисунка. (обрубовка). Особое значение Дюррер придавал личному показу при обучении рисованию. Дюррера так же волновали общие проблемы педагогики, вопросы обучения и воспитания детей. Изложил свои взгляды в «Книге о живописи».

Художники возрождения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изобразительного искусства. Даже теперь их произведения поражают глубоким знанием анатомии, законов светотени , перспективы.

Художники Возрождения практически не касались вопросов дидактики и не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания. Эту работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века.

 

 


Реформаторская художественная педагогика на рубеже ХІХ – ХХ веков. Геометральный и натуральный методы в обучении рисованию. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, Джона Дьюи, А.В. Бакушинского.

 «Реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания» - концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., обосновывавшие эффективные пути преобразования школьной системы, ее целей, содержания, методов и организации обучения и воспитания.

Основная идея педагогов-реформаторов состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.

Среди течений реформаторской педагогики наиболее известными были движения сторонников: «свободного воспитания», «социальной педагогики», «трудовой школы» и «школы действия», «прагматической педагогики», «экспериментальной педагогики».

В России, а впоследствии в Советской России, преподавание ІЗО стало ареной борьбы противоречий не только педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили пересмотр методической основы академической системы. На первый план выступает формальная основа организации плоскости. От натурализма – вертикально-горизональное классическое построение картинной плоскости. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.

Краткая характеристика «геометрального метода» следующая: при рисовании любого предмета и объекта реальной действительности его форма упрощалась до геометрической фигуры или тела; затем геометрическая форма уточнялась по натуре, приобретая сходство с изображаемым предметом. Трудно не согласиться с тем, что «геометральный метод» способствует правильности и точности рисунка. Его истоки мы найдём в исследованиях титанов Возрождения, в философских воззрениях на природу искусства Гёте, в практических приёмах работы А.Дюрера. Не случайно идея «геометрального метода» нашла своё отражение в методике обучения рисованию разработанной П.П.Чистяковым и Д.Н.Кардовским, а позднее в научной школе Н.Н.Ростовцева. В настоящее время основополагающие принципы «геометрального метола» рисования вошли в программы по ИЗО.

Появлению «натурального метода» в обучении ИЗОспособствовали такие течения и направления в искусстве как: импрессионизм, абстракционизм. На смену аналитическому рассудочному рисованию приводилась обострённая эмоциональность, чувственность, субъективное отражение впечатлений от реальности. «Натуральный метод» обучения искусству предлагал детям рисовать предметы сразу такими, какими они их видят, без каких-либо упрощений формы, без анализа конструкции предметов.

Георг Кершенштейнер Идеолог педагогики трудовой школы и гражданского воспитания предложил пути реформы современной ему немецкой школы. Главным средством гражданского воспитания он считал трудовую школу, одну из основных задач которой видел в подготовке из детей и подростков благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в своей профессиональной деятельности работников.

Джон Дьюи Представитель экспериментальной педагогики. Обучение рассматривается им как средство подготовки к жизни. Подготовка ребенка к жизни – развитие его природных инстинктов, «импульсов».

Анато́лий Васи́льевич Бакушинский Разрабатывал методику музейных экскурсий, принципы эстетического воспитания, способствовал возрождению русских народных художественных промыслов Палеха и Мстеры.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 504;