Методика работы над тематической композицией



Главное в работе на темы – развитие у учащихся: а) способности видеть окружающий мир образно; б) формирование умений языком изобразительного искусства выразительно передавать свои мысли, чувства, переживания об увиденном, услышанном, прочитанном. В процессе рисования на темы, иллюстрирования литературных произведений школьники изучают основы композиции, осваивают живописные и пластические возможности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, учатся понимать их роль в создании художественного образа, трансформировать реальные формы действительности в соответствии с замыслом композиции.

Нравственное воспитание учащихся на уроках ИЗО можно осуществлять в процессе выполнения ими иллюстраций к сказкам и другим литературным произведениям. Алгоритм работы включает: 1) определение цели урока; 2) выбор литературного произведения; 3) работу с содержанием сказки; 3) материальное выполнение изобразительных задач в том или ином художественном материале.

Определение  цели урока может быть связано с конкретной ситуацией в классе.

Выбор сказки. При выборе сказки для выполнения иллюстраций целесообразно руководствоваться и воспитательными целями, и возрастными особенностями детей.

Работа с содержанием. Работа с содержанием сказки начинается с чтения. Задача этого этапа - определения темы и главной мысли сказки

Материальное выполнение изобразительных задач включает: а) выполнение школьниками словесного рисунка, в ходе которого они вербальными методами рисуют сюжет сказки, создают образы её героев такими, какими они их представляют; б) работу в том или ином художественном материале.

Традиционно учитель предлагает школьникам конкретный художественный материал для выполнения темы урока. В работе над иллюстрацией полезно, чтобы школьники самостоятельно, исходя из собственного замысла, определили и формат рисунка, и художественные средства (акврель, гуашь, простой карандаш, фломастеры и т. д), котрые наиболее точно помогут им нарисовать тот или иной сказочный образ, передать эмоциональное отношение к событиям, происходящим в сюжете сказки.

Опыт показывает, чаще всего в процессе объяснения нового материала (имеется в виду практическое выполнение задания) школьнй учитель использует вербальные методы. В лучшем случае словесный рассказ сопровождается показом наглядных пособий по теме урока. Наглядно-практические методы. Активность работы школьников на уроках практической художественной деятельности заметно повышается, если они видят процесс создания рисунка. Учебно-воспитательные задачи урока в процессе выполнения подобных заданий должны быть тесно связаны и с определением школьниками характеристики персонажей сказки, и с посильно создаваемыми ими художественными образами. Таким образом, одним из направлений формирования личности школьника на уроках изобразительного искусства может быть народная педагогика, народные сказки как источник мудрости и духовной культуры этноса. Систематическое и целенаправленное освоение школьниками в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы содержания сказок посредством посильного создания художественного образа может стать тем барьером, который будет противостоять проникновению в сознание молодых поколений чуждых нашему народу ценностей, размывающих границы между добром и злом, нравственным и безнравственным.

 


Педагогический рисунок. Цели и задачи педагогического рисунка.

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе. Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Ростовцев выделяет три вида педагогического рисунка: 1. Рисунок мелом на классной доске. 2. Поясняющая зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. 3. Выправление работы ученика рукой педагога (работа почти закончена, но с точки зрения изобразительной грамотности допущены ошибки.)

Педагогический рисунок – это знание об искусстве, принявшее визуальную форму, форму изображения, понятное ученикам разного возраста. 1. Рисунок мелом на классной доске выполняют в качестве примера изображения или как зрительный диктант, когда ученики вслед за учителем на своих форматах выполняют рисунок. 2. Поясняющая зарисовка на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги выполняется в случае, если ученик не полностью понимает, например, форму изображения кувшина. Учитель в качестве примера выполняет рисунок на полях, поясняющий этапы построения кувшина, на который ученик может опираться в ходе выполнения задания.3. Выправление работы ученика рукой педагога применяется в случае, если работа учащегося с точки зрения изобразительной грамотности выполнена, не верно.

Требования к педагогическому рисунку можно классифицировать:

1. Эстетические - Культура исполнения и подача изображения, -оригинальность замысла, выразительность, - привлекательность, вдохновляющий характер, - ясность, доступность изображения, учет особенностей восприятия ребенком

2. Дидактические - четко поставленная дидактическая задача, - изобразительная грамотность исполнения, - должен сопровождаться словами, пояснениями педагога, - соответствие техники и приемов исполнения рисунка дидактической задаче.

При применении разных методов на уроке изобразительного искусства у детей развивается наблюдательность, формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.

Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, разных технических средств, вызывают больший интерес детей к искусству.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 952;