Поддержание порядка в обществе



 

Надо признать, что англичане все еще не совсем ясно представ­ляют себе, что же лежит в основе их правовой системы — обще­ственное согласие или социальный конфликт. Однако известно, что каждый человек оценивает право под влиянием своих поли­тических, социальных и культурных пристрастий. Поэтому одни полагают, что право — это особый государственный механизм, который позволяет контролировать социальное поведение и инте­ресы людей. Другие представляют право как источник свобод и справедливости. Вообще же англичане склонны видеть назначе­ние права в том, чтобы защищать слабых и направлять власть сильных.

В соответствии с общим правопониманием, характерным для традиционного английского сознания, право как социальное яв­ление может быть представлено тремя моделями.

Первая из них — модель "нейтрального права". В ее основе ле­жит предположение, что право представляет собой некий нейт­ральный инструмент для социального контроля. Согласно логике этой модели, право является средством в руках государства (или общества, что в данном случае одно и то же).

Если право рассматривается как некий феномен, который дол­жен быть "объективным" или нейтральным по отношению к ин­тересам людей, то его нормы должны в одинаковой мере охранять социальные ценности и интересы всех и каждого, невзирая на по­литические пристрастия, классовые и социальные интересы, иму­щественное положение и т.п. Фактически это такая модель пра­ва, которая построена на гипотезе о состоянии социального кон­сенсуса. В самом деле, если право не нейтрально, а пристрастно по своей природе, то его нормы не могут быть направлены на за­щиту всех и каждого. Оно будет стремиться защитить и гаранти­ровать в первую очередь интересы и ценности только той части общества, которая в действительности контролирует политиче­ские и судебные учреждения в стране.

Однако во все времена отношение людей к одним и тем же ценностям в обществе было разным. Сохраняется это положение и в современном обществе. Следовательно, возникающие на поч­ве этих расхождений конфликты и споры должны разрешаться с помощью норм права, иначе существование права как такового теряет всякий смысл. В каждом обществе всегда находится мно­жество людей, которые могут не соглашаться с теми или иными требованиями права. Например, известны разные взгляды на за­прещение употребления "мягких" наркотиков. Но это означает, что представление об обществе как об универсальном социальном консенсусе есть некое упрощение.

Также нельзя утверждать, что право одинаково относится ко всем и каждому. Согласно логике правовых норм, группы интере­сов, плохо согласующиеся либо не принадлежащие к тем интере­сам, которые выражают нормы права, рассматриваются правом как подлежащие тащите во вторую очередь или вовсе не подлежа­щие ей.

Вторая модель права представляет собой идею унитарного кон­сенсуса. Унитарная модель плохо согласуется с идеей, изложенной выше. В основе модели лежат следующие положения: правовые акты принимаются Парламентом в интересах всех и каждого, так как Парламент представляет интересы всех членов общества или, по крайней мере, большинства. Законы, принятые Парламентом, и другие законодательные акты подлежат интерпретации в судах. Судьи же относятся ко всем так, как их к этому обязывают прин­ципы права, профессиональное сознание и этика. В такой моде­ли только отдельные индивиды могут вступать в конфликт с тре­бованиями норм права.

Третья модель права отстаивает идею плюралистического кон­сенсуса. Модель строится на предположении того, что общество состоит из социальных групп, имеющих разные интересы. Эти группы должны сотрудничать друг с другом, чтобы понизить уро­вень нестабильности и создать возможно более благоприятную обстановку для удовлетворения социальных интересов. Объектив­но возможности разных групп примерно равны, поэтому они должны сотрудничать. В этой модели государству и праву отво­дится роль сторонних наблюдателей. Они не должны вмешивать­ся в происходящее. Их задача — обеспечивать действие механиз­ма, с помощью которого становится возможным ненасильствен­ное разрешение социальных конфликтов и споров в форме поли­тического процесса при принятии соответствующего законода­тельства и соблюдении принципов, провозглашаемых в судах.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!