Политико-правовая идеология ислама



В составе мусульманского права выделяют 2 группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют предписания Корана и Сунны, а вторую нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников (иджма), наиболее авторитетных правоведов, умозаключения по аналогии (кияс). ДОДЕЛАТЬ…

Политические и правовые учения Древней Руси.

Идеи независимости Русского государства его единства сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе древней Руси. Развитие процессов феодальной раздробленности и усиление внешней опасности. Приоритетными становятся идеи единения всех русских земель и смягчения социальных противоречий. В середине 11 века появляется чисто политическое произведение «слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти.

По мысли Иллариона законы призваны оправдывать внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства.

«слово о законе и благодати» устанавливало равенство народов.

Источником верховной власти Илларион усматривает в божественной воле.

Владимир Мономах. Ведущее место в подчинении занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах был против кровной мести и смертельной казни. Призыв не мстить рассматривается в поучении не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений. Мономах ставит проблему ответственности правителя перед подданными. Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место по отношению к светской власти.Главную причину всех бед автор «слова о полку игореве» в княжеских усобицах.«моление Даниила заточника» автор выступает за сильную княжескую власть. Единовластие князя единственное средство для укрепления и процветания государства, установления твердого порядка, и избавления простых людей от бедствий.

Даниил Заточник.В произведении Заточника ярко выражены тенденции направленные на укрепление великокняжеской власти, подготовить страну к обороне от завоевателей. Центральной политической идеей служит образ великого князя. Князь привлекателен внешне, он милостив и его правление крепко и справедливо. Князь выступает как верховный глава всем своим людям. В его управлении важно не только верховенство, но и хорошо организованное управление. Заточник говорит о необходимости князю иметь при себе «думцев» и опираться на их совет (Думу). Так же князь должен иметь хорошее войско. Даниил говорит о необходимости «царской грозы», но эта гроза не реализация самовластия, а наоборот, признак дееспособности и надежности верховной власти для подданных. Осуждается боярское самоуправство, оно порождает в державе неурядицу. Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предлагала ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало главной задачи того времени – объединению всех русских земель под властью великого князя.

Основные направления политической мысли и борьба между ними в период образования русского централизованного государства.

Эпоха создания централизованного государства. Теория Москва – третий Рим. Псковский монах Филофей. «нестяжатель» Нил Сорскиий. Иосифляне им противостоял.

Богатство церкви – это обще богатство. Значит государство богатое, стабильное и так далее.

Иосиф Володский "Просветитель", "Множество посланий". В этих посланиях он стремился окружить князя ореолом божественности. Нужно ограничить власть государственную духовным контролем, т.к. государь - человек и может ошибаться, а божественная воля не может быть ошибочной». В дальнейшем он отказывается от этой позиции и подчиняет церковь государству. Царь - над всеми, но он должен и защищать всех. Он должен быть защитником веры. В этом вопросе Санин проявил нетерпимость к инакомыслию. Требуя защиту веры связать с требованием защиты церковного имуществ. Имущество церкви – имущество Бога, всякое покушение на него - покушение на божеское => обосновал законность монастырских земель.

Нил Сорский.В своем учении обличает человеческие страсти (тщеславие, гордыню).

Иван Пересвет служил польскому государству. «богатые люди притесняют бедных везде» Боярское засилье – причина не только материального оскудения государства, казны, но и ослабления военного могущества страны. Охарактеризовав таким образом гибельные для государства последствия боярского засилия, Пересветов обосновывает необходимость коренного изменения внутренней и внешней политики русского государя. Настоящая опора царской власти в борьбе с внутренними и внешними врагами – служилое дворянство, “воинники”, страдающие от бояр-вельмож, верные царю, готовые “против недруга государства играть смертной игрой”. Не знатность рода и богатство, а личные заслуги перед царем, преданность ему и храбрость должны определять положение “воинника” на государевой службе. Наместничество должно быть отменено, так как ослабляет власть государя, ведет к усобицам. Сборщики налогов должны получать жалованье из казны. В связи с предложениями Пересветова провести военную реформу следует рассматривать и высказываемые им идеи ограничения кабального холопства. Порабощение боярами холопов не только наносит ущерб материальному благосостоянию государства, но и ослабляет армию, основную массу которой составляют холопы.

«переписка Ивана 4 и Андрея Курбского». Взгляды Курбского.Самодержавие царя Курбский отвергает, выступая за ограниченную монархию: государя правящего с избранной радой советующегося с думой и боярами не посягающего на феодальные привилегии. Источником власти в государстве он считал божественную волю, а целью верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой на благо всех ее подданных.

Иван грозный считал, что царская власть от Бога и сопротивление ей есть сопротивление Божественному проявлению. Царь ответственен перед Богом.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!