Теория естественного права и договорного происхождения государства Т.Гоббса



В основу своей теории Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, но человек существо эгоистическое, обуреваемое страхом, жадностью и честолюбием. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «»войны всех против всех». Гоббсову картину «естественного состояния» можно рассматривать как одно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного общества с его разделением труда, конкуренцией и т.п. В природе людей заложены свойства, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного состояния. Прежде всего это страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Важнейшей частью Гоббс считает отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости. Всего таких правил 16, но сходятся они на одном: не делай другому так, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Для Гоббса естественный закон есть свобода что-то делать, либо не делать, а позитивный – предписание делать что-либо или не делать. Абсолютная власть – гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы связаны с разумом, то гражданские опираются на силу. Ставя гражданские законы в строгую зависимость от естественных, Гоббс хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазных общественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственную власть праву. Государство утверждается людьми для того, чтобы покончить с «войной всех против всех». Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Заключив однажды общественный договор индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, высвободиться изпод действия верховной власти. Обладатель верховной власти никаким договором со своим народом не связан. С точки рения Гоббса есть иной путь приобретения власти – при помощи силы. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или политическими государствами. О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть всегда абсолютна. Подданные по отношению к власти прав не имеют, и по тому она не может быть уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Отсутствие такой власти чревато худшими последствиями. Наделенное такой властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции, но и «поощрять всякого рода промыслы…», силой принуждать к труду физически здоровых людей. Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государство гарантирует своим поданным свободу (делать то, что не запрещено законом). Гоббс считал, что единственное мерило добра и зла – гражданский закон, а единственный судья – законодатель.Благо народа – высший закон. Долг суверена – хорошо управлять своим народом, ибо государство установлено не ради себя, а ради граждан. Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм, но выделил 3 формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Они различаются не природой и содержанием, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Однако Гоббс считал, что монархия является наилучшей формой правления.

Дж Локк об основных требованиях естественного права, происхождении и задачах государства.

Идеологом социально компромисса выступил Джон Локк. Он твердо отклонил концепции абсолютности и неограниченности власти государства. Дж. Локк стал основателем новой доктрины раннебуржуазного либерализма. До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, господствовало равенство. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. В целях надежного обеспечения естественных прав люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Государство, по Локку, представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними наказывать преступников. Государство лишь воплощает политическую власть, т.е. право во имя общего блага создавать законы. Государство – социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они потом передают государству. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического общества. Целью деятельности государства должны быть охрана собственности, обеспечение гражданских интересов, правомерно так же видеть определенное осознание факта зависимости государства от объективных условий жизни людей. На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. Закон в подлинном смысле – не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Ратуя за режим законности он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом…». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все совершаемое каким – либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами (деление на ветви власти). Имея ввиду не допускать узурпации кем-либо полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Непосредственный социально-классовый смысл представлений Локка о разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот компромисс между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией. Концепция разделения властей заключала в себе еще и теоретико-познавательный смысл. В ней имелся момент осознание возникшей объективной потребности в разграничении деятельности публичного властвования, в технико-организационном и институциональном разделении усложняющегося труда по управлению государством. Вопрос о государственной форме тоже интересовал Локка, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной уже из известных или могущих возникнуть форм правления. Отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Важнее всего было, что любая форма правления вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей. Локк понимал что не существует идеальных форм государства. Суверенитет народа в конечном счете выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми сильными и слабыми сторонами.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1027; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!