Политические и правовые идеи Реформации



Реформация - массовое движение против католической церкви.

Мартин Лютер (1483-1546) «о светской власти». Законы о светской власти простираются не далее тела и имущества. Лютер формулирует «свободу совести». Концепция государства порвал с теорией христианского корпуса объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав — альтернатива — учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер). Понятие права (отличие от закона; виды права).Важнейшая роль отводится разуму, который ставится выше закона; отрицается право подданных на сопротивление властям; послушания требует не должностное лицо, а служба; непослушание властям — грех; покорность и смирение пред властью предержащей; вера в государство. Лютеранство - каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса; отрицание догмата католицизма о спасительной силе церкви — отвергаются претензии духовенства на контроль за верой и совестью = равенство людей в делах веры.

Кальвин радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян. Концепция государства соединение церкви и государства в единое целое; государство установлено Богом, необходимо человеку, как воздух; протест против власти — дерзость против Божьей воли; строгое правительство лучше слабого. Наихудший из политических режимов — демократический (охлократия), наилучший — аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и государства. Кальвинизм культ труда, предприимчивости; в нем буржуазия нашла действенное идейное оружие.

Мюнцер.Реформация — преобразование мира на началах примата общих интересов; вера — активные действия в интересах трудового народа против угнетателей; только люди труда способны понимать Бога — их интересы полностью совпадают с интересами общества. Не отвергал республиканских идей народ должен определять и контролировать политику государства радикализм оттолкнул многих от Реформации.

Политико-правовые идеи утопического социализма XVI - XVII вв.

Развитие идеи Платона об общности имущества привело к появлению произведений, заложивших основы утопического социализма. Томас Мор (1478-1535) «утопия» написано в виде диалога. Состоит из двух частей. Первая часть посвящена критике законов Англии. Ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий- это частная собственность и порождаемые ею противоречия. «Государство-это заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Вторая часть посвящена острову «утопия». В утопии (в новом свете в южном полушарии) существует общность имущества и всеобщая обязанность труда, что делает этот строй единственно-справедливым. Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в рабство, труд преступников приносит больше пользы ,чем казнь , и как пример- отпугивает.

 «Город солнца» Томаза Кампанеллы. Многие программные идеи шестнадцатого века получили дальнейшее развитие политико-правовой идеологии последних веков, прежде всего незыблемости частной собственности и государственного суверенитета.

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.

Аристотель и Цицерон ничего не говорят о вер­ховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно пред­ставить себе государство. Боден оспаривает исключительное значе­ние такого признака государства, как "согласие в вопросах права", на котором настаивал Цицерон. Государство понимается как правовое управление — это позволяет Боденуот­личать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цицерон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для Бодена является семья. Ослабление вла­сти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства. Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, — это всегда Постоянная Власть, которая отличается от временной влас­ти, подобной власти диктаторов Древнего Рима.Суверенная власть государства — это всегда Абсолютная Власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь Три ограничения абсолютной власти: Су­верен в своей деятельности связан законами Бога, законами есте­ственными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана част­ная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных Штатов. Ибо, считает Боден, никто не имеет права без согласия владельца брать чужую собственность. Одним из первых мыслителей Боден критически оценил утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, "было бы прямо противоположно законам Бога и природы". Боден выделяет три формы государства: демократию, аристократию и монархию, в за­висимости от принадлежности власти тому или иному суверену. В демократии — все или большая часть граждан обладают суве­ренной властью над всеми. В аристократии — меньшая часть граж­дан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление "лучших" в понимании Аристотеля. Для Бодена лучшей формой государства для преодоления поли­тического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Неделимости.Боден — сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно короблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет". Боден писал, что монархия может превратить­ся в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные зако­ны, рассматривая собственность своих граждан как свою собствен­ную и относясь к гражданам, как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выде­ляет: законы, установленные Богом; законы, установленные приро­дой; законы, установленные суверенной властью; законы, установ­ленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии — это за­кон престолонаследия, подобный Салическому Закону. Основная научная заслуга Бодена — это теория государственного суверенитета.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!