Идеология ранних буржуазных революций в Европе. Политико-правовые взгляды Б.Спинозы



Происхождение государства и права (естественная необходимость; обращение к природе человека, к естественным основам общежития; нет учения о развитии общества — исходит из вечной и неизменной природы человека, которая должна объяснить происхождение и сущность государства). Государству предшествует естественное состояние (нестабильный и конфликтный характер; естественное право человека простирается до предела, до которого простирается его мощь; человек имеет столько прав, сколько имеет силы; интересы людей вступают в противоречия, решаемое борьбой за утверждение своих прав).Самосохранение человека лучше всего обеспечивается господством разума (разум предписывает человек искать общения с другими людьми, так как он не сможет в одиночку приобрести все, что ему нужно для жизни) (вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, он подчиняется чужой силе — поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское). Государство — организация, служащая интересам все членов общества (люди соединяют силы и естественные права, создают государственную власть, чтобы жить наилучшим образом; договор следует за действительным объединением сил людей).

Характеристика государства (определение государства).

Государство наделяется большой властью над гражданами, но его полномочия не безграничны (никто не может отказаться от способности суждения; нельзя заставить человека полюбить того, кого он ненавидит, ненавидеть того, кого он любит).

Верховная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу (подавление мысли и совести со стороны государства — лицемерие, вероломство, обман).

Религиозная свобода подлежит ограничениям (не следует терпеть безбожников; религия должна быть обязательной для граждан в определенных пределах). Государство наделено правом контролировать религиозные организации и убеждения граждан.

Формы государства (идеальное государство).

Лучшая форма государства — та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан. Его симпатии на стороне демократии. Цель государства в действительности его свобода (лучше всего достигается в демократическом государстве (больше всего подходит к естественному состоянию), каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, а на большую часть общества, членом которого он является).

Демократическое государство, которое он имел в виду:

1) Нидерландская республика, сосредоточившая власть в руках буржуазно-патрицианских фамилий — олигархия; 2) не видит реальной возможности для подавляющего большинства народа достичь свободы (высшей цели государственной жизни). Реакция на отрыв масс от образованности и культуры (типична для общества, в котором царит социальное неравенство). Категория толпы имеет не только социальное, но и этическое содержание (включает в нее простонародье и представителей высших классов). Провозглашая целью государства свободу, мир и безопасность, он не приемлет абсолютистского государства (его политический идеал — республика). В условиях постоянных угроз не исключает аристократии (власть переносится на достаточно многочисленное собрание, совет, способный более эффективно нести бремя управления (подразумевается торговая, коммерческая аристократия)) (прототип проекта — конституция Венецианской республики). Устойчивость аристократической формы (открывает путь к власти большинству богатых; в отличие от монархии не допускает секретных расходов, обременительных для подданных; народ, не участвуя непосредственно в управлении государством, внушает страх власть имущим, сохраняет за собой свободу). При аристократическом правлении власть принадлежит патрициату (соотношение патрициев и населения 1:50; из своей среды они выбирают Совет синдиков (только лица старше 60 лет) и Сенат). Демократия (каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе; не приходится опасаться нелепых постановлений — мотивы народоправства и предвосхищение некоторых идей Руссо (о народном суверенитете, о решении наиболее важных вопросов в обществе самим народом, об общей воле).Понятие права (отличие от закона; виды права). Естественное право (сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все). С образованием государства создается общее для всех право (обеспечивается мощью всех объединившихся людей; общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы). Особенности теории. Придерживается метафизического механистического материализма (выводит мир из единого начала; утверждения о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из себя самой — разрыв с религиозными представлениями, согласно которым мир создан Богом). Мир не есть продукт творения (природа не создана Богом; природа и есть Бог).

Строгий детерминизм (в природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного; действия человека также подчинены строгой необходимости, все в его деятельности совершается в силу определенных причин). Свобода мыслима только в пределах необходимости (человек свободен, когда руководствуется только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы; человек — часть природы, его и его действия нужно рассматривать как если бы речь шла о линиях, телах, плоскостях (геометрический метод)).

Способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви (один из создателей светской теории государства). Симпатии к демократии. Соотношение прав человека и государственной власти (сознавал необходимость компромисса; не нашел путей его достижения; склонялся к уступкам воле суверена).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!