Политические и правовые взгляды Платона



Наиболее известные диалоги Платона: законы, государство, политик. Диалоги государства, идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Причиной социальных конфликтов Платон считал частную собственность, поэтому в идеальном государстве для первых двух социальных групп он устанавливает общность имущества и быта.

Диалоги «законы» Платон несколько меняет свои взгляды на идеальное государство:

1.    Он отказался от коллективной собственности и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.

2.    Деление граждан на сословия он заменяет градацией по имущественному цензу.

3.    В этом диалоге Платон подробно описывает организацию государства и законы наилучшего строя.

В диалоге «Политик» Платон дает классификацию форм государственного устройства.

Платон делит формы государственного устройства по двум критериям:

1.    Числу правящих лиц. Власть одного, власть немногих, власть большинства.

2.    Законности

Политическое и правовое учение Аристотеля.

Политико-правовые взгляды Аристотеля изложены в его работах « Политика, никомахова этика», «Афинская полития».

Государство, частная собственность, рабство – Аристотель рассматривает как явления естественные, существующие от природы. Государство образуется вследствие природного стремления людей к общению.Государство – общение подобных друг другу людей ради доставления взаимно лучшей жизни, то есть цель государства общее благо.

Аристотель был противником обобществления имущества. Экономически полития представляет собой строй где преобладает собственность средних размеров. Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов существования власти.

В связи с этим Аристотель различает два вида справедливости:

1.    Уравнивающая – затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба

2.    Распределяющую – геометрическая пропорция учитывает положение человека в обществе. В политических отношениях.

Политико-правовая теория Полибия.

«История»

Развитие общества Полибий представляет циклически. Он сравнивает жизнь общества с жизнью живого организма.

Круговорот политических форм проявляется в последней смене.

Шесть форм правления:

Монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы).

Прервать круг может только мудрый законодатель, кто установит смешанную форму правления.

Общая характеристика основных направлений политической и правовой

Мысли Древнего Рима.

Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, то есть широкому распространению греческой культуры среди римлян. Поэтому политико-правовые концепции древнего Рима имели много общего с политическими учения древней Греции.

Новизна и оригинальность воззрений Римских мыслителей. Отношений зрелого рабовладельчества.

Два направления в римской политики правовой мысли:

1.    К первому следует отнести изменения в теории обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль права, которая со временем приобретет статус источника права.

2.    Ко второму относятся изменения в политико-правовой теории. Отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархией. Для официальной идеологии римской империи были характерны идей космополитизма (мировоззрение мирового гражданства, ставящая общечеловеческий интерес и ценности выше интересов отдельной нации), мирового владычества римлян, а так же концепции неограниченной императорской власти и культ правящего императора.

М.Т.Цицерон о государстве и законах.

Утверждал, что гражданские общество возникают не по установлению, а от природы, потому что люди наделены стремлением к общению. Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Сторонник идеи естественного происхождения права. Первая концепция.

Согласно Цицерону высший естественный и неписанный закон возник задолго до того как люди объединились в городские общины и его нельзя изменить голосованием или решением судей. Позже он утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, народным достижением. Цицерон определяет государство как дело народа, где под народом понимается соединение многих людей связанных между собой соглашением в вопросах права и общностью интересов. Право выступает основой государства и его началом. Политическим идеалом Цицерона – аристократическая сенатская республика – смешанное государство, сочетающее начало монархии, аристократии и демократии.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!