Политико-правовые воззрения римских стоиков



Основными представителями римского стоицизма были ЛуцийАнней Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий Антонин. Они склонялись к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования. Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Раб, согласно Сенеке, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Купля-продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Не отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом. Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека считал, что люди – «родные друг другу», «члены единого тела»: ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Высшее благо – в разуме, который есть божественный дух, погруженный в тело человека. В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе – государство и законы. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум – часть божественного духа. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своим естественным правом. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. Наиболее ценным и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство». Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы». Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств). Сходные идеи развивали и другие римские стоики: Эпиктет– раб, затем отпущенный на волю, и император Марк Аврелий Антонин. У Эпиктета призывы к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняется резкой критикой богатства и осуждением рабства. Акцент при этом делается на безнравственности рабства. Марк Аврелий Антонин сочинение «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы – разумные существа. Дух целого, полагал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей («наиболее совершенных существ») – «единомыслие», достижению чего и служит стоическая философия.

Политико-правовые идеи римских юристов.

Римская юриспруденция являлась порождением тех слоев рабовладельческой знати, которые были заинтересованы в усилении правовой охраны частной собственности и в то же время выступали против расширения законодательной деятельности государства в сфере имущественных отношений. Римские юристы выводили понятие права из идеи всеобщего мирового закона природы. « Право это искусство добра и справедливости»

В составе права выделяют три части:

1.    Естественное право.

2.    Право народов.

3.    Право граждан.

Естественное право распространяется как на людей, так и на животных (брак, семья и воспитание)

Право народов охватывает правило, которое мировой разум установил для людей (воины, рабство, международная торговля).

Политико-правовые идеи раннего христианства. Аврелий Августин.

В развитии христианства выделяют два этапа:

1.    Апостольская церковь.

2.    Епископальная

В христианской учении в религиозной форме выражены некоторые общечеловеческие ценности, элементарные нормы нравственности и справедливости. Эволюция христианства сопровождалось ожесточенной борьбой между церковью и ересью. Ересь – вероучение, основанное на некоторых общих с официальной церковью догматов, но оппозиционная ей. Церковь претендовала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти. Эти церковные притязания обосновывались так называемыми теократическими теориями. Аврелий Августин «о граде божьем». Августин считал, что только к церкви подходит государство данное Цицероном, так как только в церкви право и общая польза, мир и покой. Государство создание человеческое, его цель временная, оно создано насилием и держится принуждении. Источник рабства-вина. Имущественное неравенство и частная собственность божественная установление.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!