Учение Фомы Аквинского о государстве и праве



От Аристотеля Фома воспринял мысль о том, что человек по природе своей есть животное политическое поэтому и возникает государство, цель государственности – общее благо.

Правовая теория – учение о законах их видами соподчиненности.

Пирамиды законов.

1.    Вечный закон

2.    Естественный закон

3.    Человеческий закон

4.    Божественный закон

Вечный закон – сам божественный разум управляющий миром – тождественен Богу.

Естественный закон – это отражение вечного закона в человеческом разу.

Человеческий закон – выражение требований естественного закона и подкрепления их принуждениям, санкциям- действующее феодальное право.

Политическая теория Фомы Аквинского.

Фома выделяет три элемента государственной власти сущность, происхождение и использование. Сущность это порядок управления (господство и подчинение), однако отсюда не следует, что каждый установленный правитель установлен Богом. Любой правитель есть человек, и он может творить зло. Божественен принцип власти, а не сам правитель. Фома воспроизводит классификацию форм государства Аристотеля.

Основным признаком государственной власти является издание законов.

Политико-правовые идеи средневековых ересей.

Движение богомилов «то, кто богат – тот дьявол». Условно различаются два вида средневековых ересей:

1.    Бюргерское

2.    Христианстко-плебейское

Бюргерское выражало интересы горожан и низшего дворянства и выступало против католической церкви. Христианско-плебейское представляло интересы социальных низов и выступало за всеобщее равенство, за упразднение феодальных привилегий.

Политико-правовое учение МарсилияПадуанского.

Был богословом, медиком. Его работа «защитник мира». Он резко критикует теократические теории. Основная причина войн, смут и возмущений мешающая мирному упорядоченному общежитию. Это неверное представление о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого закона. МарсилийПадуанский различает два вида закона: По их цели, содержанию, способы обеспечения:

1.    Божественный закон

2.    Человеческий закон, цель которого правда и общее благо, прочность и твердость власти. Различается правомерное и неправомерное. Он устанавливает справедливость соблюдения человеческого закона, обеспечивающегося принуждением.

Из различения двух видов законов проистекают разграничение целей, сферы и методов деятельности церкви и государства.

В концепции МарсилияПадуанского прослеживается идея свободы совести.

Человеческий закон должен приниматься народом, что предопределяется их целью:

1.    Принятые народом законы выражают общее блага

2.    Народу повиноваться тем законам, которые он сам издал

3.    Эти законы всем известны

4.    Большинство принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов.

5.    Каждый может заметить недостатки законодательства и может их устранить

Правительство которое приводит законы в исполнение должно избираться тем же кем он установлен. М. П. был сторонник выборной монархии.

Учение Никколо Макиавелли о государстве и праве.

«Государь». Позднее концепция Макиавелли получила название теория фиктивного лидерства. Природа человека одинакова во все время и у всех народов. Государство независимом, от его форм Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и его подданными, опирающееся на страх или не любовь последнего.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемой собственности. Целью государства является благо свободы. Макиавелли придавал большое значение законодательству и праву. Незыблемость законов он связывал с обеспечением общей безопасности, а тем самым - спокойствие народа. Право-это орудие власти, выражение силы. Деятельность государства он исследовал как такую сферу, в которой действуют особые правила, нетождественные нормам морали ,ни с точки зрения самой морали , а по их результату, по их отношению к благу государства ,если государство процветает-значит политик хороший.

Методами осуществления власти является хитрость, коварство, обман. Людей следует либо ласкать, либо убивать.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!