Политические и правовые концепции Древнего Китая: даосизм



Ответы ИППУ.

 

Предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук.

Предметом ИППУ является содержание и развитие политико-правовой идеологий и теорий в разных странах, вся совокупность идей доктрин, теорий дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права в закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции в разных странах. Предметом ИППУ является теоретически оформленные доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику, власть. В соотношении с общетеоретическими юридическими науками она выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету сориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

Понятие политико-правовой доктрины.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1.    Логико-теоритическая, философская или иная основа у любого учения.

2.    Выраженные в виде понятийно-категориального аппарата. Содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, по форме, социальном назначении и принципа устройства государства, об основных принципах права, его соотношений с государством, личностью, обществом.

3.    Программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Методология истории политических и правовых учений.

Общефилисовский:

1.    Исторический. Два метода: биографический и сравнительный.

2.    Логический. Два метода: структурный и функциональный.

Исторический метод рассматривает возникновения развития учения. И оперирует методом биографическим .сравнительный метод сравнение с предшествующими, последующими и последующими.

Логический метод выявляет те концепции, которые отличаются разработанностью фундаментальных положений, и оказывает заметное влияние на развитие политико-правовой мысли, на политику различных социальных сил и государства в целом.

Структурный метод это анализ составных идей учения и связи между ними.

Функциональный метод исследует роль и влияния учения в обществе.

Периодизация истории политических и правовых учений.

Курс ИППУ делится на 3 периода:

1. Др. Мир - эпоха зарождения политико-правовых идей на почве религиозной мифологии впервые показавшей мировой порядок как соблюдение установленных правил.

2. Ср. Века - в средние века в Европе отличало распространение монотеистический религии христианства, как официального мировоззрения и идеологии. Важнейшей проблемой становится соотношение духовной и светской власти.

3. Эпоха возрождения- подготовило почву для буржуазных революций. В центре внимания становится человек. В русле мировоззрения гуманизма развивается индивидуализм, обосновывается значение светской политической организации.

4. Эпоха буржуазных революций- формулируются идеи естественных прав и общественного договора. Эпоха свободной конкуренции. Период преобладания идеология либерализма, рассматривавшая все общественные явления с естественно правовой позиции, а права граждан с формальной точки рения равенства всех перед законом.

5. Эпоха свободной конкуренции– период преобладания идеологии либерализма, рассматривались все общественные явления естественно-правового познания, а права гражданские с формальной стороны равенства всех перед законом.

6. Эпоха империализма и социалистических революций -показала необходимость государственного вмешательства в жизнь общества с целью управления и предотвращения социальных взрывов.

Политические и правовые учения Древней Индии.

Зачатки идеологии брахманизма встречаются в Ведах. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны. Члены всех раннеиндийскихварн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) – подчиненными. Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

Законы Ману. . Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Наказание (данда) буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управления» – данданити, означающего «руководство (во владении) палкой. Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактовке «Артхашастра»

Политические и правовые концепции Древнего Китая: даосизм.

Основателем даосизма считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки Лао-цзы приписывает отклонению от подлинногодао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т.д.), согласно даосизму, это отклонение от дао и ложный путь. Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, – говорил он, – там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы». Победу следует отмечать похоронной процессией.Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!