Круглый стол «Культурные архетипы в восприятии России»
Культурный архетип – это базисный элемент культуры, формирующий константные модели духовной жизни. Культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер. Архетипы функционально рассматриваются как первичные, архаичные формы адаптации человека к окружающей реальности. Поэтому изучать культурные архетипы можно путем реконструкции влияния этой реальности (географической, геополитической, хозяйственной, социальной, политической, религиозной, культурной и т.п.) на их формирование.
Культурные архетипы имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентаций. Это позволяет истолковывать и типизировать архетипы через «постижение» области символического.
Задача круглого стола состоит в том, чтобы обсудить культурные архетипы, сложившиеся в самосознании россиян.
Обсудите вопросы: Какое влияние на становление архетипов России сыграло православие? Какое значение для россиян имеет историческое прошлое, какие архетипы оно формирует?
Почему считается, что психологическим понятием культурного архетипа русского человека стало «авось» – наклонность дразнить счастье, играть в удачу?
Творческие задания
Охарактеризуйте субкультуру какой-либо социальной группы по следующим параметрам:
1) особенность идеологии;
2) внешние отличительные черты;
3) увлечения;
4) личностные характеристики;
|
|
5) особенности поведения.
Упражнения и проблемные задания
Задание 1. Установите соответствие между понятиями и определениями.
Понятие | Определение |
1) ассимиляция | а) процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящих в результате общения этих народов |
2) аккультурация | б) тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие этносов, в результате которых один из них поглощается другим и, пройдя стадию маргинальности, утрачивает этническую идентичность |
3) дискриминация | в) процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом |
4) инкультурация | г) ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. |
Задание 2. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
Понятие | Определение |
1) социальные ценности | а) ненаписанные правила поведения |
2) социальные нормы | б) элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение |
3) обычаи | в) образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей |
4) традиции | г) совокупность символических действий, обусловленных обычаями и воплощающих определенные нормы и ценности |
5) обряды | д) социально одобряемые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться |
|
|
Задание 3. Классифицируйте указанные элементы культуры по их принадлежности к видам культуры:
Элементы | Материальная культура | Духовная культура | Культурный комплекс |
1) фабрика | |||
2) глобус | |||
3) диспут | |||
4) медаль | |||
5) школа | |||
6) карнавал | |||
7) книга | |||
8) кукла | |||
9) часы | |||
10) гостеприимство | |||
11) дом | |||
12) университет | |||
13) церковь | |||
14) автомобиль | |||
15) банк |
Задание 4. Заполните таблицу «Сходство и различие западной и русской культур».
Русская культура | Западная культура | |
Сходство | ||
Различия |
Задание 5. Известный исследователь проблем идентичности Дж. Берри в рамках теории аккультурации, рассматривающей идентификационные переходы, выделил четыре типа межэтнического взаимодействия:
|
|
- культурная интеграция (социокультурный баланс – каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру и при этом сотрудничает с другими);
- ассимиляция (утрата начальной и обретение иной этнической идентичности);
- сепаратизм (сегрегация, локализация, прекращение межкультурных этнических коммуникаций).
Как вы думаете, какой тип межэтнического взаимодействия (из четырех выделенных Дж. Берри) преобладает у современной российской молодежи? Чем, на ваш взгляд, это обусловлено?
Задание 6. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры», – писал О. Шпенглер, полагая, что всякая культура рано или поздно вырождается в цивилизацию. Имеет ли в наши дни смысл разделять цивилизацию и культуру. Какие опасности для культуры кроются в развитии цивилизации? Преодолимы ли они?
Задание 7. Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что взаимодействия культур могут быть: 1) нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются; 2) альтернативными или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты; 3) конкурентными, состязательными, когда культуры реализуют потенциал саморазвития и ведут борьбу за прозелитов.
|
|
Используя предложенную классификацию, оцените характер культурного взаимодействия:
а) Центральной России и Сибири;
б) России и США;
в) Западного и мусульманского мира;
г) мира театра и кино;
д) советского поколения молодежи 70-х гг. XX в. и поколения 2000-х гг.
Задание 8. В современном глобальном мире взаимодействие представителей разных культур является неотъемлемой частью повседневной жизни. Люди, попадающие в инокультурное окружение, испытывают затруднения в налаживании межличностных контактов с местными жителями и нуждаются в адаптации к их культурным особенностям и формам поведения. Американский психолог Г. Триандис предложил для решения таких проблем использовать «культурные ассимиляторы». Культурный ассимилятор – рассказ о какой-то конкретной проблемной ситуации, сопровождающийся набором возможных интерпретаций поведения действующих лиц. «Ассимилирующиеся» должны выбрать наиболее правдоподобную интерпретацию, обращая внимание на социокультурный контекст события. Рассмотрите в качестве примера ситуацию, приведенную в рассказе.
«Русская студентка Кристина проходила обучение в Германии, у нее появились друзья среди студентов – немец Маркус и мексиканка Аделина. Маркус усердно изучал испанский язык и интересовался латиноамериканской культурой. Друзья встретились в немецкой пивной недалеко от университета. В эмоциональном разговоре Маркус и Аделина часто переходили на испанский: шутили, смеялись, а Кристине, не владеющей испанским, оставалось лишь молчать и разглядывать публику. Какой-то неприятный тип стал навязывать Кристине свое общество. Девушки забеспокоились и ожидали каких-то действий от Маркуса, а он, заметив это, засобирался уходить, спросив, остаются ли девушки. Они недоуменно ответили, что, конечно, идут с ним, и он с понимающим выражением лица согласился, что «так будет лучше».
Обсудите возможные интерпретации мотивов действующих лиц и выберите (или предложите сами) наиболее вероятную.
А) Маркус слышал о том, что русские девушки предпочитают самостоятельно действовать в подобных ситуациях и поэтому ничего не предпринял.
Б) Маркус был настолько увлечен рассказом о своих впечатлениях (он недавно посетил Мексику), что не замечал ничего вокруг.
В) Маркус очень хотел остаться наедине с Аделиной и надеялся, что Кристина скоро уйдет.
Г) Маркус полагал, что если он заступится за Кристину, то она может на него обидеться, так как он этим актом подчеркивает ее слабость как женщины и невозможность постоять за себя.
Задание 9. Назовите несколько современных ритуалов. Проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции?
Задание 10. Рассмотрим ситуацию.˸ Родители 10-летнего Миши поклонники творчества импрессионистов. Οʜᴎ много путешествуют и не забывают посещать музеи, в которых представлены картины их любимых художников. Родители всегда берут Мишу с собой, тем самым приобщая сына к прекрасному.
Какую функцию в данной ситуации, на ваш взгляд, может выполнять культура (в виде художественного творчества) по отношению к Мише?
Тестовые задания
Задание 1. Укажите верное утверждение.
Разновидность культуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой, называется:
a) субкультурой;
б) элитарной культурой;
в) массовой культурой;
г) контркультурой.
Задание 2. Укажите верное утверждение.
Тенденция судить о других культурах с позиции своей собственной, – это:
a) некультурный релятивизм;
б) шовинизм;
в) этноцентризм;
г) популизм.
Задание 3. Укажите верное утверждение.
Правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимодействия между людьми, называются:
a) ценностями;
б) нормами;
в) стереотипами;
г) обычаями.
Задание 4. Укажите верное утверждение.
Чувство дискомфорта, возникающее при встрече с непривычными сторонами другой культуры, – это:
a) «культурный кошмар»;
б) «культурный шок»;
в) «культурный ужас»;
г) «культурный бред».
Задание 5. Укажите верное утверждение.
«Реципиентная» группа в процессе культурного взаимодействия – это:
a) группа, вынужденная перенимать образцы поведения из другой культуры, чтобы выжить;
б) группа, навязывающая свои культурные ценности другим группам;
в) группа, активно отвергающая факторы инородной культуры;
г) группа, отторгающая ценности другой субкультуры.
Задание 6. Укажите верное утверждение.
В основе разделения культур на культуру экономическую, производственную, художественную и т.п. лежит критерий:
a) исторического типа;
б) этнической принадлежности;
в) социальной сферы;
г) актуальности.
Задание 7 . Укажите верное утверждение.
Процесс обмена информацией между людьми в ходе культурного общения реализует _________ функцию культуры.
a) познавательную;
б) регулирующую;
в) коммуникативную;
г) гедонистическую.
Задание 8. Укажите верное утверждение.
Аккультурация, – это:
а) культурное развитие;
б) усвоение индивидуумом ценностей другой культуры;
в) воспитание ребенка и привитие ему культурных навыков;
г) отказ от принятия культуры другой группы.
Задание 9. Укажите верное утверждение.
Социологический смысл понятия «культурные ценности» определяют:
a) значения, приписываемые людьми культурным явлениям;
б) объекты, пользующиеся повышенным спросом;
в) культурные товары и услуги на потребительском рынке;
г) социально распределенные отношения людей к объектам культуры.
Задание 10. Укажите верное утверждение.
Определите социологическое значение понятия «информация»:
a) компьютерные технологии;
б) способ производства, тиражирования и потребления знаний;
в) знаки, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации;
г) знание, которым владеет индивид.
Основная литература
1. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. Москва Проспект, 2015.
2. Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.
3. Социология: Основы общей теории: учеб. Пособие / под общ. Ред. А.Ю. Мягкова. М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2011.
4. Социология: учебное пособие / А.А. Акмалова [и др.]. – М.: Юриспруденция, 2014.
5. Фролов С.С. Общая социология: учебник. – М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература
1. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2003.
2. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ. Проект, 2000.
4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество /под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992.
5. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
7. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: в 2 т. СПб.: Наука, 2001.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 838; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!