Тема 3. Культура как система норм и ценностей



Цель занятия – раскрыть специфику социологического понимания культуры, изучить основные социологические концепции культуры, ее типологию и структуру, рассмотреть роль культуры как социального регулятора, изучить нормативную и адаптивную функции культуры.

1. Структура и функции культуры. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа.

2. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника, их роль в жизнедеятельности общества и человека.

3. Культурная статика и культурная динамика.

4. Социокультурные различия в обществе. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм, культурные гомогенности и т.д.

 

В первом вопросе рассмотрите понятие культуры. Культура (от лат. Cultura – возделывание почвы, воспитание, образование, развитие, почитание) охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность. Раскрывая сущность культуры, обозначим ее характерные черты:

 - культура как социальный феномен связана с сознанием;

- культура проявляется в двух основных формах: материальной (продукты ремесел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и др.) и духовной (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.);

– культура выступает как интегративное средство связи прошлого (накопленного опыта и традиций) с настоящим и будущим.

Социология культуры как особый раздел социологического знания возникла в XX столетии в связи с необходимостью комплексного подхода к такому сложному и разнообразному явлению как культура. Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается в выявлении социальных функций культуры, раскрытии закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе. Социология изучает роль культуры как регулятора социального взаимодействия, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.

В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры:

- гуманистическая функция, т. Е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

- гносеологическая (познавательная) функция, т.к. культура является средством познания и самопознания общества, социальных групп и отдельного человека;

- информационная – функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего;

- коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

- ценностно-ориентационная – культура задает определенную систему координат, т.е. жизненные ценности, в которых существует и на которые ориентируется человек;

- нормативно-регулирующая (управленческая) – проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

В середине ХХ в. американские ученые А. Кребер и К. Клакхон, проанализировав 257 дефиниций культуры, 61 разделили их на 6 типов. Первый – классический тип ранних описательных определений культуры, образцом которого является определение Э. Тайлора: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Второй тип дефиниций Кребер и Клакхон определяют как исторический, в его основе – акцент на традиции, которые выступают в качестве основного культурного фактора. Третий тип – нормативные определения, где специфической особенностью культуры считается подчинение человека определенным правилам, нормам, стандартам. Четвертый тип – психологические определения, где делается акцент на психологический механизм формирования культуры. Сюда относятся и определения, которые рассматривают культуру как специфический для человека механизм приспособления к среде. К пятому типу относятся структуралистские определения, которые подчеркивают целостный характер и внутреннюю связь какой-то определенной культуры. Наконец, шестой тип – генетические определения. Они делают акцент на выяснении происхождения культуры, противопоставляя ее природе и подчеркивая ее общественный характер.

Во втором вопросе изучите структуру культуры. Понятие «культура» в современной социологии обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются ими из поколения в поколение и являются важным источником регулирования социального взаимодействия и поведения.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением, благодаря которому становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык – это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык, – конкретная, реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве. Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения целого ряда потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

Культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»). Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека помимо ценностей осуществляют, и нормы – своеобразные правила поведения. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди должны действовать (стандарты поведения).

В структурном функционализме Т. Парсонса культура как особая подсистема системы социального действия играет главную роль в поддержании социального порядка и в процессе социального изменения. Р. Мертон, развивая и совершенствуя структурный функционализм, четко разделил социальную структуру (организованную совокупность общественных отношений) и культуру (организованную совокупность нормативных ценностей), отметив возможные несоответствия между этими сферами. Рассогласование между социальной структурой и культурой порождает девиантное поведение. В этом суть знаменитой мертоновской концепции аномии. Эта концепция позволяет объяснять конфликты и противоречия в обществе

Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения (санкции). Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями (штраф, тюремное заключение, выговор и др.). Поощрения за соблюдение норм (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют позитивными санкциями. Санкции обретают законность на основе норм, которые опираются на традиции и обычаи.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности (крещение, помолвка, свадьба и т.д.). Сила обряда – в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы.

 Наряду с основными элементами культуры существуют и другие элементы (привычки, манеры, этикет, мода и др.), выполняющие определенные функции в обществе. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, которые основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет – принятая в обществе система правил поведения, которая включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

В третьем вопросеизучите представления о культурной статике и культурной динамике.

Культурная статика описывает внутреннее строение культуры (совокупность базовых элементов и их сочетание) Рассматривая культуру как сложную систему, можно выделить ее базисные единицы – черты. Они бывают двух видов: материальные и нематериальные. Каждый из них создает определенную форму культуры: материальную и нематериальную (духовную). Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Специфика артефактов в том, что они не просто созданы человеком, но и несут в себе определенное символическое значение, выполняют значимые для общества и человека функции и представляют известную ценность для человека, группы, общества. Нематериальная (духовная) культура – это нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др. Они тоже результат деятельности людей, но созданы не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты культуры существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Орудия труда, дома и храмы существуют долго, а церемонии и обряды – только тогда, когда мы их совершаем.

Любой нематериальный объект культуры нуждается в материальном посреднике. Знание выражается через книги, обычай приветствия – через рукопожатие и/или произнесение определенных слов.

Некоторые элементы культуры существуют в одиночестве, другие создают культурный комплекс. Культурный комплекс – это совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанного. Например, появление плуга произвело революцию в земледелии, что, в свою очередь, изменило способ хозяйствования и образ жизни людей. Такое же значение имело изобретение паровой машины и книгопечатание. Введение званий и титулов вызвало к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, новые законы.

Культурные комплексы могут быть пространственными и временными. Под пространственным культурным комплексом понимается культурный ареал – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживаются общие черты: славянская культура и др. Границы культурного ареала не всегда совпадают с государственными границами.

Под временным культурным комплексом понимают культурное наследие. Культурное наследие – это часть материально и/или духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и переданная следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Заметьте, что не все, созданное руками и умом человека попадает в культурное наследие. Культурное наследие часто идеализируется, пользуется особым авторитетом, положительные стороны преувеличиваются, а отрицательные преуменьшаются или умалчиваются. Особо важное значение культурное наследие приобретает в периоды кризисов и нестабильности, оно может стать фактором сплочения нации.

В масштабах всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – своеобразные инварианты развития элементов культуры. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Американский антрополог Дж. Мэрдок в 1959 году выделил более 70 культурных универсалий – общих всем культурам элементов: язык, религия, мифология, возрастная градация, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадания, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и др. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности людей.

Базисные элементы культуры – обычаи, нравы, законы, ценности. Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что и как надо делать в определенных ситуациях. В нормативную систему культуры также входят манеры, этикет и кодекс, но не в качестве основных, а как дополнительные элементы, так как существуют они не в любом обществе в отличие от обязательных элементов. Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке выстраиваются базисные элементы нормативной системы, именно в этом порядке возрастает и степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Ценности не относятся к видам культурных норм и выполняют в ней особую функцию. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не являются прямым предписанием. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и др. Ценности не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей данного сообщества. Также ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, существует термин «ценностные ориентации». Этот термин описывает индивидуальное отношение к ценностям общества и группы и выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Культурная динамика – это средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение во времени и пространстве. Следует отметить, что культура всегда находится в движении: она возникает, развивается, приходит в упадок, передается от поколения к поколению. Изменения в культуре происходят за счет конкретных изобретений и открытий (в широком смысле слова), а также за счет диффузии, т.е. распространения культурных черт с одной территории на другую, с соответствующей адаптацией к новым условиям. Социальный спрос при определенных условиях способствует изобретательской деятельности, социальный престиж стимулирует применение изобретений в обществе. Можно говорить о «нарастающей культуре», когда возникает больше новых элементов, чем исчезает старых.

Любая культура обладает селективностью, т.е. избирательностью в выборе ценностей другой культуры.

Культурные черты и модели распространяются с разной скоростью. Наиболее быстро распространяются материальные черты, потом внешнее поведение, и наиболее медленно – ценности. Относительно медленное продвижение или изменения одного аспекта культуры (например, запаздывание развития духовной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологий) называется культурным лагом. Это понятие ввел американский исследователь У. Огборн, который предположил, что ценностный мир человека не успевает приспособиться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, что порождает ряд социальных и нравственных проблем. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения еще не произошло.

Важным для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия – это процесс передачи культурных образцов от одного поколения другому через научение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры.

Культурная аккумуляция – процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию добавляется больше новых элементов, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающих ей определенную целостность. Дезинтеграция культуры связана, как правило, с социальной аномией (распадом прочной системы культурных и нравственных ценностей).

В четвертом вопросе обратите внимание на типы культур. Многообразие культур можно понимать по-разному. Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т.д. Под многообразием культур подразумеваются и такие три формы культуры, как элитарная, народная, массовая и две ее разновидности – субкультура и контркультура.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, высокоинтеллектуальную литературу и т.д. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Иначе народную культуру называют любительской и коллективной (мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.).

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Появилась она в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает незначительной художественной ценностью, но у нее самая широкая аудитория. По отношению к своему потребителю она выступает в качестве регулятора общественных настроений, средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий массовые предпочтения. Массовая культура служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

Испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет положил начало так называемому культурцентристскому подходу. Отводя культуре решающую роль в процессе общественного воспроизводства, автор анализировал стратификацию социальных типов сообразно их роли в процессах производства, сохранения и передачи культуры. В современном обществе нарушено равновесие между элитой и массой; «человек массы» преобладает в социальном и культурном плане, что приводит к вульгаризации всей жизни общества. Представители критической теории (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно) подвергли критике все аспекты современного общества, основанного на подавлении индивида безличными рационализированными структурами, порождающими различные формы отчуждения. В критическом ключе они рассматривали массовую культуру, индустрию культуры, созданную поздним капитализмом. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения (субкультура).

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, которая создает свой сленг, моду, музыку, нравственный климат, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями, но она не противостоит доминирующей культуре, как это происходит в случае контркультуры.

Контркультура представляет такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Например, субкультура террористов противостоит человеческой культуре, молодежное движение хиппи в 60-е годы ХХ века отрицало господствующие американские ценности. Контркультура направлена на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры, основными принципами которой являются:

– острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей;

– построение альтернативного культурного пространства;

– стремление к его максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона («культурная революция»).

Основной творец альтернативной культуры – культура официальная, слепо отбрасывающая «неприемлемые» формы расширения ее пространства. В свою очередь, совокупность субкультур, базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на «окраинах» соответствующих культурных систем, пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны.

Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются:

– процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка» и т.п.);

– изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса);

– различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена).

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития.

На отношения, ценности, идеалы и верования индивида культура среды его обитания оказывает большое влияние, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Сегодня наиболее актуальными направлениями во взаимодействии культур ученые называют следующие: 1) этническое направление, характерное для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этно-конфессиональными социальными общностями; 2) межнациональное направление, основанное на диалоге различных государственно-политических структур и политических элит; 3) цивилизационное направление, основанное на диалоге культур, который наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности.

В настоящее время в России переход к устойчивому развитию страны связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и с созданием новой системы нравственно- духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры. Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Сегодня с уверенностью можно говорить, что устойчивое развитие страны требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его достижений в области культуры.

В ходе семинара проверяется знание важнейших терминов, необходимых для подготовки к теме семинара.

Подведение итогов.Оценка деятельности студентов. Назначение домашнего задания.

Вопросы для самопроверки знаний

  1. Что такое «культура»? Каковы основные элементы культуры? В чем заключается их роль в функционировании общества?
  2. В чем состоит сущность основных функций культуры?
  3. Как соотносится понимание культуры с пониманием общества?
  4. Что такое «культурная норма», «культурный образец», «культурный символ»?
  5. Что такое субкультура? Раскройте особенности двух-трех субкультур в составе культурного пространства современного общества.
  6. Что представляет собой культура как фактор социальных изменений.
  7. Какие социальные процессы формируют этноцентризм?

8. Известно, что культура может рассматриваться как негативное или позитивное явление жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений?   

  1. Почему именно в социокультурном пространстве заложен механизм идентификации?
  2. Чем отличается социокультурное влияние элитарной, народной, массовой культуры, субкультуры и контркультуры.

Темы для докладов

1. Духовная культура современного российского общества.

2. Типология социальных норм в современном обществе.

3. Матрица ценностей и ее изменение в ходе процессов современности.

4. Отрицательное воздействие релятивизма как следствие культурной диффузии в современном обществе.

Литература для обязательного прочтения

А) Прочитайте отрывок из работы: Мэрдок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк. 2007. С. 368-373.

Ответьте на вопросы.

Какие механизмы передачи культуры выделяет Дж. Мэрдок? Охарактеризуйте роли этих механизмов.

1. Что означает понятие «идеационность культуры»?

2. Какова основная функция культуры с позиций Мэрдока?

3. Как происходит процесс адаптации культуры?

4. В чем выражается интегративность культуры?

 

Б) Прочитайте отрывок из работы: Вебер М. «Дух» капитализма [и традиционализм] // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк., 2007. С. 376-381.

Ответьте на вопросы.

1. Что означает понятие «дух капитализма»? Какой смысл вкладывает в это понятие М. Вебер?

2. Чем отличается традиционная культура от капиталистической?

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 609; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!