Тема 2. Общество как целостная социальная система



 

Цель занятия –  знакомство с эволюцией социологических представлений о природе общества, определений понятия «общество», анализа его сущности, изучения социальной структуры и ее компонентов, классификаций общественных систем.

  1. Понятие общества как системы в социологии: разнообразие методологических подходов.
  2. Типология обществ.
  3. Социальное изменение и социальное развитие.

В первом вопросе обратите внимание, что для изучения больших и сложно организованных объектов в середине XX века в науке стал активно разрабатываться системный анализ, или системный подход в исследованиях. Методологическая специфика системного анализа определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, внутренние связи которых прочнее внешних.

Важнейшими характеристиками любой системы являются: множественность элементов и уровней; структурность; организация (упорядоченность); иерархичность строения; целостность. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и именуются агрегатами. Например, куча камней, мешок гороха и т.п.

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (социум) представляет собой суперсложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей, которая определяется правовыми и социокультурными нормами и ценностями. Проблема системности общества является предметом специального исследования в трудах О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, А. Богданова, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, П. Штомпки, К. Поппера, Р. Мертона, Э. Гидденса, а также в работах отечественных исследователей В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой и др.

Представления об обществе как целостной системе начинают складываться в социологии под влиянием работ таких представителей структурного функционализма, как Т. Парсонс и Р. Мертон.

Согласно Т. Парсонсу, социальная система – это система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей средой (природой) он определяет его структуру и функции следующим образом.

  Функции Подсистемы

Организации,

институты

Инстру- менталь- ные Внешние 1. Адаптивная (А) adaptation – приспособление) 1. Экономика Заводы, банки
    2. Целенаправленная (G)  (good attainment – целедостижение) 2. Политика Государственные органы, партии
Экспрес-сивные Внутренние
  1. Интегративная (I) (Integration –объединение)
 
3. Социальный контроль Полиция, культурные и общественные организации, церковь
    4. Латентная (L) (Latency pattern maintenance – скрытое удержание образца) 4. Социализация Семья, родство, образование

 

 Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализация, следствием которой становится образование социальной структуры – совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три другие подсистемы социального действия – культурная, личностная и поведенческий организм выступают как окружающая среда, а подсистемами социальной системы являются экономическая система, политическая система, система социентальной общности и система социализации.

Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию, выраженному в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля, при помощи которого организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействия.

Р. Мертон критически отнесся к теории Т. Парсонса, переработав ее и создав свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа общества как системы, он подверг критике традиционные постулаты функционализма и сформулировал другую трактовку, согласно которой: 1) структура может выполнять несколько функций; 2) одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции; 3) различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции.

Важное место в развитии системного подхода занимает теория немецкого социолога Н. Лумана, в которой утверждается существование трех видов социальных систем: 1) систем взаимодействия, основанных на личном восприятии индивидами друг друга; 2) социетальных систем, включающих в себя коммуникативные действия и 3) организации, важнейшим признаком которых является взаимосвязь членства в них с определенными условиями. Важнейшими признаками открытых социальных систем выступают самореференция и аутопойэсис. Главными элементами социальной системы являются коммуникации, под которыми понимаются простейшие процессы конструирования реальности. Они возникают при наличии как минимум двух субъектов и характеризуются «смыслом».

Общество – это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основании определенных правовых и нравственных норм и ценностей.

В рамках социума можно выделить основные элементы – подсистемы: 1) индивид – личность; 2) социальные группы и общности (в том числе этнические); 3) социальные организации и институты; 3) основные сферы общественной жизни. Среди сфер выделяют: экономическую, которая включает социальные институты собственности, производства, рынка и т.д., назначение которых – обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ; она во многом определяет все остальные сферы, т. К. материальное производство обеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества; политико-правовую сферу, которая включает институты государства, права, политических партий и т.д., задачей которых является поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества; она представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения; духовную сферу, включающую институты образования, науки, искусства, религии и др., которые обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры; на современном этапе развития общества, социальных связей и отношений она приобретает все большую значимость, т.к. эффективность человеческой деятельности во многом зависит от того, на каком уровне понимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творчески реализует собственный потенциал; социальную сферу, которая включает институты семьи и брака, медицины, социального обеспечения и т.д., задача которых – воспроизводство человеческого рода, сохранение здоровья, помощь больным и престарелым, социализация и др.

Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

Во втором вопросе раскрываются основные признаки и типология обществ. Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологу Э. Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей, если:

- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

- оно не является частью какой-либо крупной социальной системы;

- оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;

- у него есть собственное название и своя история;

- браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения; • оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

- его объединяет общая система ценностей;

- оно обладает собственной системой управления.

В научной литературе нередко общество понимается как исторически конкретный тип социальной системы (индустриальное общество) или как отдельный социальный организм (российское общество). В основе типологии человеческих обществ могут находиться различные критерии. Если в качестве основного критерия выбирается наличие письменности, то все общества делят на дописьменные и письменные. Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор встречаются племена, незнакомые с ней.

Если критерием выступают степень социального расслоения и количество уровней управления в обществе, то все общества делятся на простые и сложные. Простые общества, в которых практически отсутствовало социальное неравенство, появились около 40 тыс. лет назад, возникновение же сложных обществ связано с зарождением первых государств (около 6 тыс. лет назад).

Еще одна типология связана со способом добывания средств к существованию, самыми древними из которых являются охота и собирательство. Соответственно выделяются общества охотников и собирателей. По времени существования такие общества были самыми продолжительными – появились приблизительно за 50 тыс. лет до н.э. и до настоящего времени встречаются в джунглях Бразилии и Новой Гвинеи. На смену им, начиная с XII в. до н. э., приходят более эффективные земледельческие и скотоводческие общества.

В XIX в. К.Маркс предложил свою типологию обществ, где за основу периодизации берется экономическая сторона – форма собственности на средства производства. Соответственно выделяются первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический периоды социального развития, или общественно-экономические формации.

Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятие закрытого (СССР, нацистская Германия, Спарта) и открытого (древние Афины, современные демократические) общества. Существует множество типологий обществ, но наибольшей популярностью в наши дни пользуется типология, которая в качестве критерия и основной движущей силы прогрессивного социального развития предлагает научно-технический прогресс.

Сегодня насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества (Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер и др.), в рамках которых выделяются: традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. Для традиционных (аграрных) обществ характерно высокое развитие сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, основой экономики является семейное хозяйство, характерен низкий уровень технического развития. Социальные отношения и социальная дифференциация ориентированы в основном на традицию. Индустриальное общество – это общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе. Важная черта индустриального общества – «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить, опираясь на научные знания и технологии. Постиндустриальное (информационное) общество представляет общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре. Общество переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: чистая экология, обилие информации, информированность о человеке и обществе, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Для него характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиально новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.

В современной России сложилась уникальная ситуация, когда коренная социально-политическая трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды. Информация в обществе становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимы с традиционными (энергия, сырье и т. Д.) ресурсами; величина суммарных затрат на информацию имеет макроэкономическую значимость, быстро растет количество российских сайтов в сети Интернет. Таким образом, есть основания говорить, что в обществе нарабатываются определенные ресурсы для перехода к информационному обществу.

В третьем вопросе

В ходе семинара проверяется знание важнейших терминов, необходимых для подготовки к теме семинара.

Подведение итогов.Оценка деятельности студентов. Назначение домашнего задания.

Вопросы для самопроверки знаний

  1. Что такое общество? Каковы его основные подсистемы?
  2. Каковы основные признаки общества согласно концепции Э. Шилза?
  3. В чем различие понятий «социальные изменения» и «социальное развитие»? Какие виды социальных изменений Вы знаете?
  4. Назовите факторы социальной стабильности?
  5. Каковы основные четы эволюционных и революционных социальных изменений?
  6. Какое содержание вкладывается в понятие «социально-историческое развитие»?
  7. В чем суть и значение процессов информатизации современного общества?
  8. Каково основное содержание процессов глобализации и в чем заключаются противоречия этого процесса?
  9. Каков механизм процесса развития общества с точки зрения синергетики?
  10. Перечислите все черты, присущие обществу как открытой саморазвивающейся системе.

Темы для докладов

1. Значение процесса интеграции для социальной системы.

2. Дезорганизующие факторы общественной жизни

  1. Социологические аспекты трансформации российского общества.
  2. Социальные аспекты становления глобальной информационной среды.

 

Литература для обязательного прочтения

 

А) Прочитайте отрывок из работы: Спенсер Г. Что такое общество // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк. 2007. С. 14-19.

Ответьте на вопросы.

Как понимает специфику общества Г. Спенсер? Что является движущими силами его развития?

Какой подход использует Спенсер для понимания общества?

 

Б) Прочитайте отрывок из работы: Маркс К. О производстве сознания // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк. 2007. С. 19-26.

Ответьте на вопросы.

  1. Как понимает специфику общества К. Маркс? Что является его фундаментом?
  2. Что является движущими силами развития общества?
  3. Какой подход использует К. Маркс для понимания общества? Как называется созданный им метод и в чем его значение?
  4. Какова взаимосвязь общественного сознания и общественного бытия?
  5. В чем выражается относительная самостоятельность сознания?

 

В) Прочитайте отрывок из работы Зиммель Г. [О реальности общества] // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк. 2007. С. 31-39.

Ответьте на вопросы.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 643; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!