Упражнения и проблемные задания



Тема 1. Предмет социологии

 

Цель занятия – сформировать представления о логике исторического развития социологии.

 

  1. Объект и предмет социологии: многообразие теоретических подходов.
  2. Структура, уровни и основные функции социологии и ее взаимосвязь с социальной практикой.
  3. Место и роль социологии в системе социогуманитарных наук.
  4. Этапы развития социологии.

В первом вопросе важно установить: а) соотношение объекта социологии и других наук, изучающих общество; б) смысл понятия «социальное» и его роль в социологическом познании; в) место и роль социального субъекта в социологическом познании. Необходимо также сравнить и проанализировать различные определения предмета социологии.

Приступая к подготовке первого вопроса семинарского занятия, постарайтесь очертить место социологии в системе современного знания. Попробуйте поразмышлять над тем, когда она возникла и чем вызвано появление социологии как самостоятельной науки. Раскрывая специфику периода возникновения социологии, среди многих особенностей, обратите внимание на то, что это был период, когда:

- четко выявился неоднозначный характер взаимоотношений между религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т.д., что выдвигало на повестку дня потребность разобраться в структуре этих отношений;

- человек (индивид) выдвинулся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями и т.п.), что востребовало осмысления этих позиций;

- обозначился новый этап в познании человеком своей личной самоценности, что формально потребовало осмыслить место и роль отдельной личности в общественной (государственной) жизни.

Все это выдвинуло на повестку дня вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни не с абстрактных социально-философских позиций, а на основе конкретных наблюдений и частно-научных разработок по аналогии с естественными науками. Так, первоначально, новая наука об обществе стала именоваться «социальной физикой» до 1839 г., когда О. Конт заменил этот термин на термин «социология», а его современник и последователь Г. Спенсер предложил в изучении общества опираться на биологию и физиологию, биологизируя социальные процессы.

После выхода в свет работ О. Конта в XIX века постепенно стало утверждаться понимание того, что наука об обществе не должна сводиться к математически статистической фиксации или констатирующей описательности общественной жизни, что социология должна стать теоретической наукой, изучающей специфические законы социальных явлений, объясняющий общественные процессы и, выйдя за пределы естествознания, она становится наукой дополняющей естественные науки, обретая статус самостоятельной науки.

Обратите внимание, что самостоятельной наука становится только тогда, когда она четко выделяет свой собственный объект и предмет изучения.

Объектом социологии является общество. Предметом социологии является изучение его с точки зрения составно-структурной расчлененности людей в сообществе на группы, общности и характера их связей и взаимодействий, а также места и характера связей отдельного человека с ними (общностями).

Осмысливая предмет социологии, постарайтесь более подробно очертить содержательное проблемное поле данной предметной области. В этом плане остановите свое внимание на том, что объект и предмет социологии частично совпадают. Особо зафиксируйте тот факт, что в их изучении в социологии оформились два подхода: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциологический подход возник в лоне социальной философии и сложился в европейской исследовательской практике. Макросоциологияизучает крупномасштабные социальные явления – общество, социальные институты и организации, социальные структуры и системы, выявляя закономерности их существования, функционирования и развития. Главный интерес макросоциологов – изучать взаимоотношения между частями общества, рассматривать, как эти взаимоотношения зависят друг от друга и изменяются, понять функционирование и динамику социальной системы в целом. В этом плане макросоциология изучает не просто те или иные социальные явления, их отдельные стороны, а наиболее общие, родовые их свойств, которые не изучаются ни одной другой социальной наукой: политологией, экономикой, антропологией и т.п. Поэтому в разрезе макросоциологического подхода социология – это наука о родовых свойствах и закономерностях социальных явлений.

Микросоциология фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах и ее оформление не случайно связано с возникновением социальной психологии в США. Следует специально подчеркнуть, что макросоциология и микросоциология имеют один, общий объект изучения, но различаются подходом: макросоциология идет в изучении объекта от общества как целого к его частям и к индивидам, а микросоциология – противоположно – от индивидов к частям общества и к обществу в целом.

Обратите внимание на то, что именно с появлением микросоциологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее целей, потребностей, интересов, ценностных ориентацией и т.п. В этом плане социология очень тесно связана с психологией. Психология делает предметом изучения природу и сущность самих психических (психологических) чувственно-эмоциональных образований, отвечая на вопрос, что такое мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации, как они формируются, какую роль в жизни человека (общества), играют и т.д. А социология в отличие от психологии изучает субъектов, носителей тех или иных психологических образований, социальную среду, в которой возникают и функционируют психологические образования и как они изменяют характер жизни социальной системы, социального мира человека; вызывая в нем организацию и дезорганизацию, стабильность, устойчивость и конфликтность, формируя состояния кризиса и основы развития и т.д.

При рассмотрении второговопроса важно сосредоточить внимание на уровнях социологического знания. На сегодняшний день сложилось представление о трехуровневой структуре социологии.

Первый уровень – общесоциологическая теория вскрывает общие закономерности функционирования и развития социума как целого. Общесоциологическая теория отражает основные закономерности становления, функционирования, тенденции развития любых социальных общностей, общие фундаментальные принципы поведения в ней, характерные для любых социальных систем. Обратите внимание, что общесоциологическая теория представляет собой социальные явления, процессы в виде идеализированных объектов, абстрактных моделей, в «чистом», очищенном от случайностей виде, вскрывает сущностные общие связи и отношения.

Второй уровень социологии – специальные социологические теории или отраслевая социология исследует общности меньшей степени: отдельные институты общества – труд, образование, семью, быт, религию, искусство, науку и т.д. и их структуру. Это – институциональный уровень, в рамках которого формируются социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.

Особо предлагаем поразмышлять над тем, что именно на этом уровне, уровне специальных теорий, социология становится средством решения практических, жизненно важных проблем, выступает в качестве основы социально-проектной деятельности, формируя социоинженерный подход к социальной жизни и создавая самостоятельную социальную инженерию. Именно специальные теории среднего уровня, как указывает американский социолог Р. Мертон, реализуются в практике социального планирования, разработке целевых программ республиканского, регионального и отраслевого уровня. Эти теории становятся исходной базой для социокультурного проектирования, составляя важнейшую часть методологии социальной инженерии.

Третий уровень – эмпирическая прикладная социология – это социологические исследования, изучающие социальные явления через призму действия и взаимодействия индивидов. Это уровень, на котором изучаются индивидуальные факторы – мотивы, потребности, ценности, целевые установки и т.д., обуславливающие индивидуальное поведение и его проявления в обществе (группе). На этом уровне социология в какой-то мере имеет статус научно-практической деятельности. Прикладные исследования в этом плане, есть часть непосредственного осуществления социальных программ, вырабатываемых на уровне социально инженерного проектирования.

Характеризуя структуру социологии, подчерните, что указанные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, любая специальная частно-конкретная теория немыслимы без наличия в них глубоких общетеоретических предпосылок, выступающих методологической базой, основой для специальных социологических теорий. В то же время отраслевая социология невозможна и без нижнего уровня социологии – без эмпирического базиса исследования. А в свою очередь фундаментальные, общетеоретические исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений, дающих общесоциологической теории фактологический материал для теоретических обобщений.

Целесообразно обратить внимание и на другую специфическую особенность социологического знания. Социология, будучи наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности, отразить их в научных категориях, имеет вместе с тем и мировоззренческий характер, поскольку отражает социальные действия и в ценностно-идеологических образах, сочетая рациональное, логико-мыслительное, научно-понятийное и ценностно-аксиологическое освоение социальных процессов. Социологическое познание включает в себя не только логические формы, но и чувственно-психологические, репродуктивные, эмоционально-оценочные, в которых проявляется и фиксируется отношение человека к изучаемым социальным явлениям. Поэтому, несмотря на объективный характер самой социальной действительности, социологическое знание всегда содержит субъективный, ценностно-идеологический аспект, порождающий различные формы репродуктивного воображения, в том числе социального воображения, способного перейти и в далекую от объективно-научного содержания форму фантазии. А если Вы учтете еще и то обстоятельство, что все социальные процессы, общественные отношения и т.п. имеют не однозначный, а многомерный характер, то станет достаточно понятным, во-первых, почему большинство результатов социологических исследований, особенно второго и третьего уровня, носят характер научных гипотез, идеологических моделей, которые при другой аксиоматике и других ценностно-идеололгических установках могут быть пересмотрены в любое время. Во-вторых, именно принцип многомерности, многовариативности любых, в т.ч. социальных явлений и фактов, и наличие ценностно-идеологического их восприятия позволяют увидеть, что социальное воображение, безусловно, имеет большой эвристически-творческий потенциал, но, вместе с тем, содержит в себе и большие опасности. Осознание этого факта должно предостеречь любого социолога от категоричных выводов и всегда оставлять зазор, нишу для скептического сомнения.

В третьем вопросе важно уяснить сущность субъектно-объектного подхода социологии к изучению общественных явлений и соотношение по этому признаку социологии и других общественных наук. При этом могут возникнуть частные вопросы: а) В какой степени взаимодействуют и дополняют друг друга социология и история, социология и философия, социология и психология и др. науки? б) Какую роль в функционировании любой науки играет ее методологическая база и каковы методологические основы социологии?

В четвертом вопросе следует обозначить этапы развития социологии.

Впервые термин «социология» употребил французский мыслитель О. Конт (1798–1857) в 1939 г. Вскоре именно это понятие утвердилось в научном обиходе в качестве названия новой науки. Можно выделить пять основных этапов ее развития: протосоциология, классическая, неоклассическая, постклассическая, постмодернистская социология.

Этап протосоциологии связан с именами О. Конта (1798 – 1857) и Г. Спенсера (1820 – 1903). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» О. Конт предложил назвать новую науку об обществе социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал, сформулировав закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции, согласно которому интеллектуальное развитие человечества проходит три этапа: теологическая стадия (охватывает период с древности до конца XIII века), когда человек объяснял все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т.

Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем К. Марксом (1818 – 1883). В основе социологии марксизма – объективные законы развития общества, которые позволили представить развитие человечества как объективный и закономерный естественноисторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной (первобытнообщинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая). Каждая из них отличается присущим ей способом производства и системой производственно-экономических отношений, которые определяют особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации. В результате несоответствия производительных сил производственным отношениям происходит смена общественно-экономических формаций. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.

Классическая социология. На рубеже ХIХ и ХХ веков наиболее актуальной проблематикой для социологов стало определение предмета и метода науки. Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма, разработанная французским ученым Э. Дюркгеймом (1858 – 1917). В работе «Правила социологического метода» социолог выдвинул тезис о том, что социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука, т.к. существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной другой наукой. Основу социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию.

Еще одним представителем классической социологии является М. Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, который полагал, что социология – это наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем самым причинно объяснить социальные процессы. Социальными действиями он называет такие действия, которые заключают в себе субъективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагают взаимодействие субъектов социального действия. Согласно ученому, сущность понимающей социологии заключается в том, что если действия человека осмысленны и внутренне ориентированны на что-либо, то социолог должен разобраться не только в их содержании и в их возможных последствиях для других людей, но и в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Иными словами, надо осмыслить и понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

Большой вклад в развитие теоретической социологии внесли современники и М. Вебера – Ф. Тённис, Г. Зиммель, В. Зомбарт. В конце ХIХ века внутри социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования. Американский социолог А. Смолл (1854 – 1926) – организатор чикагской школы социологии, отстаивал идею о том, что предметом социологии должны быть конкретные социальные проблемы, а результатом – программа практических действий по решению этих проблем. В целом, «Чикагская школа» – сообщество исследователей, которые в начале ХХ века сформировали традиции эмпирического изучения ценностных ориентаций и образа жизни представителей различных этнических и религиозных общностей, структуры социальных групп и форм взаимодействия их членов, конфликтов и проблем адаптации индивидов и групп в городской среде (У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Э. Бёрджес и др.). К числу классических теорий можно отнести работы американского социолога Ф. Гиддингса, австро-венгерского социолога Л. Гумпловича, итальянского социолога В. Парето.

Этап классической социологии ознаменовался началом институциализации социологии, т.е. превращение ее в социальный институт – систему формальных правил и неформальных норм, выражающих признание общественной значимости данного вида деятельности и организующих ее в рамках специализированных учреждений. Таким образом, классическая социология – совокупность исследований, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века и предопределивших развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.

Неоклассическая социология. В середине 20-х гг. ХХ века в социологии актуальной стала проблематика теоретического синтеза, или создания общесоциологической теории, которая синтезировала бы теоретические достижения предшествующего периода (идеи классиков) и смогла бы обобщить результаты, полученные эмпирической социологией. Эта проблематика доминировала на протяжении 1920 – 1950-х гг. и определила направленность работ социологов, получивших признание в качестве новых классиков социологии. Первым, кто стал разрабатывать новую проблематику, был эмигрировавший из России в Европу, а затем в США П.А. Сорокин (1889 – 1968). В его работе «Современные социологические теории» дана систематизация всех классических концепций, и современная социология представлена как интегральный синтез идей и методов, разработанных в ХIХ – начале ХХ века.

С середины 30-х гг. ХХ века Т. Парсонс (1902 – 1979) создал свою версию общесоциологической теории: общую теорию социального действия и методологию структурно-функционального анализа. Социальное действие человека, по Т. Парсонсу, имеет рациональный, целенаправленный, избирательный характер. В русле структурно-функционального анализа учениками и последователями Парсонса в 1940 – 1950-х гг. были разработаны частные социологические теории: теория социальной группы Дж. Хоманса; теория социальной стратификации К. Дэвиса и У. Мура; теория социального конфликта Л. Козера; теория общества Э. Шилза.

Все теории структурно-функционального анализа строились на основе традиционного понимания теории как системы утверждений, которая должна исчерпывающим образом описывать и объяснять факты.

Период с середины 1920-х до конца 1950-х гг. стал периодом неоклассической социологии. П. Сорокин, Т. Парсонс, Г. Маркузе, Т. Адорно и др. продолжили и развили концептуальную традицию, идущую от Конта, Спенсера, Маркса и др. основоположников социологии, но стремились избегать традиционных дебатов о предназначении социологии и сделали ее научной дисциплиной, отвечающей современным требованиям систематичности теоретических построений и практической полезности исследовательской работы.

Период постклассической социологии характеризуется парадигмальным кризисом, который выразился в критике господствовавших макросоциологических, позитивистских и объективистских представлений о предмете, методах и предназначении социологии, а также в создании множества альтернативных концепций, претендующих на статус парадигмы. Наряду с уже утвердившимися в социологии подходами, которые предлагали структурный функционализм, марксизм и неомарксизм, характер парадигмы приобрели концепции, разрабатывавшиеся как исследовательские подходы, ориентированные на межиндивидуальные взаимодействия и поэтому альтернативные традиционным макросоциологическим парадигмам.

Процесс самоопределения социологии в России завершился, как и на Западе, к началу 20-х гг. XX в. Условно можно выделить четыре этапа развития социологии в России.

 Первый этап – 1860 – 1917 гг. В русской социологии складывается ряд направлений:

- географическое направление, представленное в работах Л.И. Мечникова и А.П. Щапова, которые объясняют неравномерность общественного развития влиянием географических условий;

 - органическая школа, идеи которой выражены работами Е.В. де Роберти, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда, Я.А. Новикова. В основе теории Роберти – понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии – простые психофизические отношения и психологические взаимодействия. Позитивное содержание его концепции состоит в идее решающей роли культурных факторов в мотивах человеческого поведения;

- социолого-юридическое, соданное Н.М. Коркуновым, Л.И. Петражицким, П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским. Они развивали проблему взаимодействия социальных, физиологических и биологических причин в праве;

- субъективная школа – самое значительное явление в российской социологии, которое ориентировалось на изучение человека в его специфическом социальном измерении. Так, П.Л. Лавров утверждал, что индивид является единственной реальной движущей силой общества, поэтому социология является наукой, исследующей формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Н.К. Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека и общества. Н.И. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории;

- марксистская школа в социологии, к которой относились М.И. Туган- Барановский, А.А. Богданов, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, до определенного времени П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, хотя их взгляды существенно различались. Так, Богданов отстаивал тесную и близкую связь социологии с биологией, разрабатывал проблемы социальной адаптации. Туган-Барановский создал учение о пяти основных группах интересов человека. Плеханов в наиболее полном виде изложил марксистскую теорию общественного развития. Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения Маркса о классах, классовой борьбе народных масс в истории, соотношении диктатуры и демократии.

Второй этап – 1917 – конец 50-х гг. ХХ века.На данном этапе продолжалось развитие теоретической социологии. В 1918 – 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1920 году в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение во главе с П.М. Сорокиным. На протяжении двух первых десятилетий XX в. ведущей школой является неопозитивизм (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). Одновременно в русле религиозной философии оформляется «христианская социология» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). В рамках марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И. Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов).

Высылка в 1922 году большой группы ведущих обществоведов из страны привела к снижению уровня российской социологии. В конце 1922 года закрываются кафедры общей социологии во всех центральных университетах, журналы «Мысль», «Экономист», а к концу 1924 года – все немарксистские журналы. Основная направленность социологических работ на данном этапе состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма. В 1930-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы, социология была объявлена философской наукой.

Третий этап – конец 1950-х гг. – конец 1980-х гг. ХХ века – начался на волне «хрущевской оттепели». Г.В. Осипов, Б.А. Грушин, Т.Н. Заславская, Ю.А. Левада, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов значительно расширили масштабы социологических исследований, предметом которых были социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. Социологические исследования способствовали формированию специальных социологических теорий. Большое распространение получило «социальное планирование». В конце 1960-х гг. позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны. Возрождение социологии началось с идеологической кампании, развернутой вокруг вышедших в 1968 году «Лекций по социологии» Левады, в которых отсутствовал партийный подход к раскрытию явлений социальной действительности. Конкретные социологические исследования в 1970 – 1980-е гг. проводились, но подвергались жесткой цензуре, и лишь во второй половине 1980-х гг. вместе с реформами в стране начался современный этап развития социологии.

Четвертый этап – конец 1980-х гг. – до настоящего времени. Этот этап начался с образования социологических факультетов в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевских университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни. Введена ученая степень кандидата и доктора социологических наук. Современные ученые: Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.

В ходе семинара проверяется знание важнейших терминов, необходимых для подготовки к теме семинара.

Подведение итогов.Оценка деятельности студентов. Назначение домашнего задания.

 

Вопросы для самопроверки знаний

  1. Каково определение социологии как науки?
  2. Кто и когда ввел в научный обиход термин «социология»?
  3. В чем заключается объект и предмет социологии?
  4. Какова структура социологического знания?
  5. Каково положение социологии в рамках естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию? В чем оно выражается?
  6. С какой из гуманитарных наук социология имеет наиболее тесную связь? В чем она выражается?
  7. В чем различие макро- и микро-, общей и отраслевой социологии? В рамках какой дифференциации они выделяются?
  8. В чем различие между теоретической и эмпирической социологией? В рамках какой дифференциации они выделяются?
  9. В чем различие между академической и прикладной социологией? В рамках какой дифференциации они выделяются?
  10. В чем состоит сущность основных функций социологии?

11. В чем сходство и различие идей мыслителей на этапе протосоциологии?

12. Какая концепция в середине XIX века явилась альтернативной позитивистскому проекту науки об обществе? В чем ее сущность?

13. Какие основные проблемы решались в рамках классической социологии?

14. Какова основная проблематика неоклассической социологии? Почему она стала актуальной? Кто и каким образом решал научные проблемы данного периода?

15. Когда, где и почему получила развитие прикладная социология?

16. В чем своеобразие постмодернистской социологии?

17. Каковы основные направления и достижения современной западной социологии?

18. Какие этапы выделяют в развитии российской и советской социологии? Каковы основные идеи каждого из них?

 

Темы для докладов

1. Влияние славянофильства на проблематику социологической науки в России.

2. Русский консерватизм К.Н. Леонтьева.

3. Русская «юридическая школа» и ее социологическая концепция в России.

4. Социологические идеи теоретиков анархизма.

5. Особенности социал-органицизма в России.

6. Психологическое направление российской социологической школы.

7. Субъективная школа в русской социологии.

8. Особенности и исторические судьбы марксистской социологии в России.

 

Литература для обязательного прочтения

А) Прочитайте отрывок из работы: Конт О. [Введение термина sociologie] // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк. 2007. С. 10-14.

Ответьте на вопросы.

  1. Почему О. Конт называет созданную им науку позитивной?
  2. Как определяет О. Конт общество и общественную жизнь?
  3. Что означает в терминах Конта понятие «социальная физика»?

 

Б) Прочитайте отрывок из работы: Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия // Общая социология. Хрестоматия. Сост. А.Г. Здравомыслов и Н.И. Лапин. М.: Высш.шк. 2007. С. 39-43.

  1. Какие действия называет М. Вебер социальными? В каких случаях человеческие действия приобретают социальный характер?
  2. В чем состоит смысл социального действия?
  3. Почему, как полагает М. Вебер, люди не рационализируют, а лишь смутно улавливают смысл социальных действий?
  4. В какой степени социологические понятия имеют идеализированный характер?

 

Упражнения и проблемные задания

Задание 1. Завершая рассмотрение предмета социологии, заполните следующую таблицу, указав специфику каждой из трех наук, изучающих поведение человека.

 

Предмет исследования

Психология      
Экономика      
Социология      

 

Задание 2. Обдумывая связь социологии с родственными науками и специфику социологического взгляда на социальный факт, заполните таблицу, описав специфический угол зрения каждой из следующих наук на покупку дамой шляпки в магазине:

Социальный факт Экономист Психолог Социолог
Покупка шляпки в магазине      

Задание 3.Усложните задачу и подобно заданию № 2 осмыслите специфику взгляда воздействия компьютерной техники на личность, составьте таблицу и подготовьте сообщение по этому вопросу:

Воздействие компьютера на личность Инженер Экономист Управленец Психолог Медик Социолог
             

Задание 4. Проанализируйте несколько определений предмета социологии:

«Социология – наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие» (М. Вебер);

Социология представляет собой, «науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных» (П.А. Сорокин);

«Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст. Мур, Б. Хендри);

«Социология – научное изучение социальных институтов и социального поведения» (Э. Гидденс).

Рекомендуем: а) выстроить собственную аргументацию того, почему недопустимо отождествление объекта и предмета познания в любой науке, в т.ч. социологии; б) обосновать, почему становление любой науки как самостоятельной, в т.ч. и социологии, на первом этапе сопровождается отождествлением объекта и предмета познания; в) почему оформление любой науки в самостоятельную начинается с четкого осмысления, определения своего специфического предмета изучения.

 

Задание 5.Дайте комментарий к следующему высказыванию: «…общество и индивид не есть две противоположные сущности. Если одна из них, скажем общество, преподносится как некая особая, стоящая над индивидами (надындивидуальная, деперсонифицированная сущность), то она теряет свою действительность (необходимость), свою истинность, свое оправдание. И, наоборот, если другая сущность – индивид – лишается свойства быть носителем общего, быть субъектом общества, не доводится до уровня всеобщности, то и он не будет действительной, истинной личностью. Общество и индивид по необходимости образуют две различные, противоречивые стороны одной и той же сущности. Сущность у общества и индивида одна, она и составляет основание для них обоих, для их различия и единства и одновременно различием и различия» (В.Я. Ельмеев).

Задание 6.  Дайте свою интерпретацию следующему утверждению «… случайность, субъективность, различные отклонения весьма существенно влияют на развитие общества, но не как угодно, а в рамках вполне определенного спектра исторических возможностей» (Ч.С. Кирвель).

 

Задание 7. В «Программе преподавания социологии» П.А. Сорокин выдвигает такой принцип: «Социология должна порвать с упрощенным монизмом, рассматривающим механизм человеческой истории как уравнение с одним неизвестным. Такая «простота» существует только в мозгу адептов монизма, и ее нет в действительности».

А что же, по Вашему мнению, существует в действительности?

Что означает полипарадигмальность в науке, в особенности применительно к социологии?

Существует ли потребность в особой «российской теории» для объяснения и понимания происходящих у нас социальных процессов?

Задание 8. Как Вы понимаете высказывание Ч. Р. Миллса «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи?»

Задание 9. Сидят два студента и разговаривают. Оба – двоечники, а на носу экзамен. Один пытается что-то растолковать другому.

– Если спросят что такое социология, отвечай: эта наука, изучающая нравы больших групп в обществе.

Тут подходит социолог: «Думаю, джентльмены, Вы не правы».

Как Вы думаете, почему они не правы? Дайте правильную формулировку.

 

Задание 10. Выдающийся английский физик Джеймс Клерк Максвелл считал: «Мы не можем определить время события иначе, как отнеся его к какому-нибудь другому событию, и не можем описать место тела иначе, как отнеся его к какому-нибудь другому телу. Все наше знание, как о времени, так и о пространстве по существу относительно». Какому методу теоретической социологии соответствует приведенный выше принцип?

 

Задание 11. Определите, какие из названных ниже особенностей являются свойственными развитию социологии в XIX, а какие – в XX в.:

- формирование научных школ и направлений;

- конкретные социологические исследования;

- доминирование позитивистской парадигмы;

- расцвет американской социологии;

- тесная связь социологии с социальной философией.

 

Кейс-задания

 

Проанализируйте несколько ситуаций взаимодействия: диспут политических лидеров, переговоры в бизнесе, флирт между мужчиной и женщиной.

Вопросы и задания к кейсу:

Анализ проведите по следующим параметрам: 1) цели партнеров; 2) интересы партнеров; 3) мотивы партнеров; 4) характеристика прямых и косвенных участников взаимодействия; 5) технология взаимодействия партнеров; 6) нормы и стереотипы взаимодействия партнеров; 7) санкции за нарушение норм для партнеров.

 

Тестовые задания

Задание 1. Укажите верное утверждение.

Зарождение социологии как науки произошло:

а) в эпоху Античности;

б) в эпоху Средневековья;

в) в XVIII веке;

г) в ХIХ веке.

Задание 2. Укажите верное утверждение.

Зарождение социологии связано с именем:

а) М. Вебера;

б) К. Маркса;

в) О. Конта;

г) Э. Дюркгейма.

Задание 3. Укажите верное утверждение.

Крупномасштабные социальные явления – предмет изучения:

а) теории « среднего уровня»;

б) теории обмена;

в) микросоциологических теорий;

г) макросоциологии.

Задание 4. Укажите верное утверждение.

Термин «социология» ввел в научный оборот:а) К. Маркс;б) О. Конт;в) М. Вебер;г) Т. Парсонс.

Задание 5. Укажите верное утверждение.

Предметом социологии является:

а) весь социум;

б) личность и ее поведение;

в) взаимодействие индивида с другими людьми;

г) различные группы в обществе и их отношения друг с другом;

д) структурная дифференциация общественной системы на группы, общности, социальные институты, организации, сферы, взаимодействия и связи между ними, место и характер связи социального поведения индивида в рамках этих подструктур.

Задание 6. Укажите верное утверждение.

Объектом социологии является:

a) общество;б) человек;в) государство;

г) нации.

Задание 7. Укажите верное утверждение.

Прикладная функция социологии состоит:a) в обогащении социологической теории;б) в предоставлении конкретной социологической информации для решения   практических научных и социальных задач;в) в создании методологической базы для других наук;

г) в формировании мировоззрения.

Задание 8. Укажите верное утверждение.

Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных, – это:

a) объект социологии;

б) метод социологии;

в) функция социологии;

г) предмет социологии.

Задание 9. Укажите верное утверждение.

Социология относится к:

а) гуманитарному типу знания;

б) социальному типу знания;

в) естественнонаучному типу знания;

г) инженерно-техническому типу знания.

Задание 10. Укажите верное утверждение.

Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Социологу принадлежит следующий комментарий:

а) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;

б) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному пояску работы и не могут долго сохранять за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;

в) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;

г) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов, и даже разрушения семьи.

Задание 11. Укажите верное утверждение.

Символический интеракционизм изучает:

а) взаимодействие;

б) веру;

в) познание;

г) общество.

Задание 12. Укажите верное утверждение.

Специфику социологического учения Г. Спенсера характеризует принцип:

a) органицизма;

б) классовой борьбы;

в) разделения труда;

г) либерализма.

Задание 13. Укажите верное утверждение:

Автором органической теории был:

а) Т. Парсонс;

б) К. Маркс;

в) Г. Спенсер;

г) О. Конт.

Задание 14. Укажите верное утверждение.

Ключевым понятием для марксистской модели общества является:

a) консенсус и солидарность;

б) социальное действие;

в) стратификация;

г) общественно-экономическая формация.

Задание 15. Укажите верное утверждение:

Общественное развитие как смену общественно-экономических формаций в ХIХ веке объяснял:

а) М. Вебер;

б) К. Маркс;

в) Э. Дюркгейм;

г) П. Сорокин.

Задание 16. Укажите верное утверждение:

Автором структурно-функционального анализа в социологии считается:

a) М. Вебер;

б) О. Конт;

в) Э. Дюркгейм;

г) Т. Парсонс.

Задание 17. Укажите верное утверждение.

Одним из основоположников понимающей социологии является:

a) М. Вебер;

б) О. Конт;

в) Э. Дюркгейм;

г) Г. Лебон.

Задание 18. Укажите верное утверждение.

Общество в своем развитии проходит три обязательных стадии: теологическую, метафизическую, позитивную, утверждал:

a) Э. Дюркгейм;

б) О.Конт;

в) К. Маркс;

г) М. Вебер.

Задание 19. Укажите верное утверждение.

Противоречивость социологической мысли России определялась:a) самобытностью страны;б) двойственностью истоков;в) влиянием западных учений;

г) влиянием восточных учений.

Задание 20. Укажите верное утверждение.

Для марксистской социологии характерен __________ подход к периодизации развития: общества:а) цивилизационный;б) формационный;в) эволюционный;

г) революционный.

 

Основная литература

 

1. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. М.: Проспект, 2015.

2. Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

3. Социология: Основы общей теории: учеб. Пособие / под общ. Ред. А.Ю. Мягкова. М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2011.

4. Социология: учебное пособие / А.А. Акмалова [и др.]. М.: Юриспруденция, 2014.

5. Фролов С.С. Общая социология: учебник. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная литература

 

1. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М.: МГУКИ, 2002.

2. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.

3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005.

4. Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник / Ю.В. Ирхин. М.: Экзамен, 2006.

5. Монсон П. Лодка на аллеях парка. М.: Весь мир, 1995.

6. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1994.

7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005.

1. Классическая и неклассическая социология.

2. Постнеклассическая социология.

3. Типологические черты и центральные темы российской социологии. Периодизация истории отечественной социологии.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!