ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА. АВТОРЫ КОСТЮМОВ И ДЕКОРАЦИЙ



А. Театральная постановка

Положение театрального режиссера трудно определить: с одной стороны, он интерпретирует, организует и руководит постановкой уже существующего драматического произведения; с другой стороны, его можно сравнить с дирижером, руководящим исполнением музыкального произведения. При любом подходе он создает произведение sui generis технического характера — то, что называют «режиссерский сценарий», содержащий краткие указания по руководству игрой актеров, установке декораций, использованию костюмов, а также замечания по освещению, шумовому оформлению, движениям, сценическому действию. Действительно, в этом плане он может сравниться с постановщиком фильмов (кинорежиссером), который не интерпретирует, а создает новое произведение.

Однако его право авторства остается под вопросом

* Закона от 11 марта 1957 г. (прим ред ) 50


(î. Matthyssens, Metteurs en scène et droit d1auteur, RIDA, 1956, X, p. 47). Но если закон от 11 марта 1957 г. признает за кинорежиссером право авторства, то почему этого нельзя сделать для театрального режиссера?

По мнению Жана Вилара, которого цитирует Мат-тисенс, текст является основой, «сценарием», при помощи которого режиссер-постановщик дает ход своему творческому воображению. В подтверждение этого положения приводится пример кинорежиссера, авторское право которого признается законом. Он преобразует текст в зрительные образы. Вследствие этого фильм приобретает его индивидуальные черты, его стиль. Разве не так же обстоят дела с режиссером театра? Можно было бы предположить, что те аргументы, которые склонили судебную практику еще до принятия закона 1957 года признать авторство за кинорежиссером, относятся также и к режиссеру театра. Для Маттисенса эти соображения представляются неприемлемыми. По его мнению, «кинематографическая режиссура является неотъемлемой частью фильма, театральная постановка не зависит от драматического произведения». Она является производной по отношению к уже существующему произведению. Театральный постановщик не может ничего прибавить или убавить в тексте без согласия автора. Драматическое произведение может быть прочитано или сыграно, и для этого не обязательна режиссура; в некотором смысле оно «самодостаточно», в то время как кинематографического произведения не существует до вмешательства постановщика (кинорежиссера).

Совсем другое дело, если бы театральный режиссер вносил в драматический текст значительные изменения (с согласия автора). Но в этом случае он стал бы автором совместного произведения или производного произведения. Контраст столь очевиден, что не нуждается в комментарии.

И все-таки относительно недавним судебным решением (TGI Paris, 24 janv. 1961, D., 1962, 248) за постановщиком было признано право авторства, но не на драматическое произведение, соавтором или автором переработки которого он стал, а на его постановку.

Является ли постановка сама по себе охраняемым произведением? На деле приведенное выше решение обеспечило охрану не постановки как таковой, а «режиссерского сценария». Ведь если постановка подразу-

51


мевает «выбор средств для того, чтобы показать публике и сделать для нее доступными со всеми нюансами мысли и чувства автора», то довольно сомнительно, чтобы в этом сценическом переложении намерений автора существовало что-либо другое, кроме «руководящей идеи», «заданий исполнителям», «импульса их игре», «показа конкретной жизни взамен описанной в тексте»: короче, если бы постановка несомненно была отмечена личностью автора, выражала его индивидуальность, то она оставила бы долговременный внешний след, который является единственным необходимым условием существования творчества. Итак, утилитарный и технический характер произведения не является препятствием к приобретению исключительного права его автором. Отсюда, ничто не препятствует тому, чтобы «режиссерский сценарий» рассматривался как охраняемое произведение, так же как любая другая продукция производного характера, например альманах, ежегодник, календарь, справочник.

Однако Парижский суд (5 févr. 1958, D., 1958, 243) в решении по аналогичному делу нюансировал свой подход, проведя различие между двумя видами спектаклей, выделив те, где вклад в постановку столь значителен, что отодвигает на второй план текст и музыку; таковы, например, феерия или «спектакль-зрелище», «специальные постановки некоторых парижских театров».

В этом случае, действительно, можно согласиться с тем, что режиссер вправе претендовать на авторское право. Но в других случаях режиссер не является творцом оригинального произведения. Он лишь следует сценическим указаниям автора, что является основным аргументом, который использует правовая доктрина, отвергая требования режиссера обеспечить ему правовую охрану в соответствии с законом 1957 года об авторском праве.

Спектакль «Звук и свет». Спектакль «Звук и свет» представляет собой форму, в которой явно преобладает элемент «свет». Постановщик световых эффектов рассматривается как создатель основного элемента произведения, без которого практически невозможно поставить такой спектакль, пользующийся на этом основании охраной согласно закону от 11 марта 1957 г.

Однако, согласно судебной практике, деятельность звукооператора и осветителя в создании спектакля

52


«Звук и свет» не может быть приравнена ни к роли театрального постановщика, ни тем более — кинорежиссера (Bourges, 1er juin 1965, D., 1966, 44).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!