ПРОИЗВОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ



Известно, что комбинации этих трех элементов (мелодии, гармонии, ритма) могут бесконечно варьироваться; это и составляет богатство музыкального фонда человечества.

Таким образом, можно на основе уже существующего произведения, заменяя или видоизменяя один из этих трех составных элементов, создать новое, оригинальное, так называемое производное произведение.

Поэтому среди охраняемых произведений, перечисленных в ст. 4 закона от 11 марта 1957 г., имеются «переводы, переработки, переделки или аранжировки творческих произведений». В этом перечне лишь аранжировки относятся к музыкальным произведениям. Музыканты различают две формы аранжировки: аранжировка как таковая и вариации.

А. Аранжировка

Под аранжировкой подразумевается переложение произведения, написанного для определенных голосов,

46


инструментов или ансамблей, например переложение оркестрового произведения для фортепьяно, или оркестровка произведения, написанного для одного инструмента, например оркестровка Равеля «Картинок с выставки» Мусоргского.

Для того чтобы пользоваться охраной в качестве самостоятельного произведения, аранжировка должна быть обязательно отмечена индивидуальностью переработчика, которую можно узнать, несмотря на присутствие элементов первоначального произведения. В данном случае речь идет о производном произведении, которое будет пользоваться такой же правовой защитой, как и оригинальное произведение.

В. Вариации

Под вариациями подразумевается музыкальная операция, состоящая в таком изменении мелодии, а именно ее второстепенных элементов, при котором каждая оригинальная нота (или несколько нот) может заменяться группой сходных, может сменяться ритм и такт, изменяться манера или тональность, осуществляться воздействие на гармонию и мелодический строй, производиться комбинирование тех или иных способов для обеспечения определенной трансформации при единственном, но наиглавнейшем условии, а именно — слушатель должен всегда иметь возможность различать с большей или меньшей ясностью первоначальную тему.

Другоми словами, вариация — это переделка музыкального произведения, при которой тема первоначального произведения остается узнаваемой. Внесенные изменения заключаются в первую очередь в орнаментации основной темы произведения, способной придать ему индивидуальный характер, необходимый и достаточный для обеспечения производному произведению правовой охраны.

С. Произведения, навеянные фольклором

Под фольклором понимаются разнообразные формы народной музыки. Музыкальный фольклор различает основные черты, присущие народной музыке, среди которых выделяются вариации и интерпретации. Материалом служат живые музыкальные формы, использую-

47


щие зачастую несколько архаичный язык, традиционные древние жанры.

Авторство признается за музыкантом, который импровизирует или сочиняет на основе народных мелодий, при условии что эти импровизации и композиции отмечены его индивидуальностью.

Кассационный суд уточнил в этом смысле, что «...каждый автор имеет право свободно черпать вдохновение в фольклоре, что нисколько не лишает его произведение признака оригинальности, если только он обрабатывает произведение в соответствии со своим темпераментом и собственным стилем и придает ему характер подлинной композиции» (Civ. I, 23 oct. 1962, RIDA, 1963, XXXVIII. р. 127).

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПАНТОМИМЫ

В течение долгого времени создателям балетов было отказано в охране авторских прав по аналогии с исполнением актерами театральной пьесы, тем самым права хореографа относились к категории так называемых смежных прав.

Законодательство 1957 года устранило эту несправедливость. Так, ст. 3 закона от 11 марта 1957 г. не оставляет никакого сомнения на этот счет; среди охраняемых произведений в ней прямо указаны хореография и пантомима, что, по существу, является воспроизведением положений ст. 2 Бернской конвенции.

Следует уточнить, из каких элементов состоит балет. Кроме костюмов и декораций, которые являются всего лишь аксессуарами произведения и не входят в его состав, в балете различают три основных элемента:

либретто, музыку и танец. Как правило, речь идет о совместном произведении, созданном вместе либреттистом, композитором и хореографом.

Либретто. Это отправная точка балета; идея, тема, фабула разрабатываются до конца; это может быть либо новое творение, либо интерпретация уже существующего произведения. В последнем случае имеет место монтаж, при котором оставляется лишь основная идея произведения.

Хореография. Хореограф осуществляет постановку на сцене, воплощает чувства персонажей в ритмиче-

48


ских фибрах и ритмических движениях, жестах, выражениях, мимике.

Музыка. Музыкальное сопровождение имеет важное значение; создатель партитуры должен заранее по определенному либретто представить себе общую картину хореографии, для того чтобы оформить каждую сцену.

Иногда либретто, мимический рассказ, воплощенный в танцевальных па и жестах, не является основным элементом. Опираясь на выразительность музыкального фрагмента, хореограф делает из этой музыки основу своего личного творения. Но разрешение, необходимое хореографу для того, чтобы использовать уже существующее музыкальное произведение, относится лишь к праву на воспроизведение или праву на публичное представление принадлежащего автору музыкального произведения, что позволяет показывать различные балетные спектакли на одну и ту же музыку. Другое дело, если либреттист, музыкант и хореограф работали вместе над созданием общего произведения. Тогда либретто представляет собой ту самую нить, которая связывает творения хореографа и композитора, каждый из которых по-своему и различными средствами выражает содержание литературного текста.

Когда балет создан «по общей воле композитора, либреттиста и хореографа», последний может рассматриваться как соавтор произведения и имеет основание выступать против того, чтобы его хореография была заменена иной (ТА Nice*, 6 avr. 1966, JCP, II, 14884, note Boursigot). Само собой разумеется, что тот, кто создает хореографию на уже существующую музыку, является автором составного произведения. Такое произведение не пользуется правовой охраной.

Мимодрама. Мимодрама состоит в основном в переложении драматической или поэтической темы на язык жестов,мимики, сценической игры, что определяет оригинальный характер произведения. Роль мима значительно важнее, чем роль простого исполнителя, если он сам определяет все жесты, позы и движения, которые использует как выразительные средства для передачи

* TA (tribunal administratif) — административный суд. В данном случае приводится решение административного суда Ниццы (прим. ред.).

49


темы произведения (TGI Paris, 11 déc. 1968, RIDA, 1969, LXI, p. 106).

Согласно установившейся судебной практике соавторы совместного произведения, такого как балет, обладают равными правами и должны в принципе делить прибыль на равные части, естественно, если предварительно заключенный между ними договор не предусматривает иной порядок распределения прибыли (см. дело «Весна священная» и раздел авторских прав между Нижинским и Стравинским).

Простота этого метода распределения говорит сама за себя. Таким образом можно избежать многих трудностей, например необходимости сравнивать относительную ценность столь различных элементов, как драматическая или поэтическая основа и ее сценическое воплощение.

Добавим, что закон от 3 июля 1985 г. изменил сферу действия первоначального текста*, включив после слов «хореографические произведения» слова «цирковые номера и фокусы», которые точно так же пользуются правовой охраной, как и подобные художественные произведения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!