А. Охрана авторским правом названия произведения



Закон 1957 года обеспечивает охрану названия, если оно «имеет оригинальный характер». Однако что может быть более относительным, чем понятие оригинальности? Можно представить себе ситуацию, когда название произведения будет признано оригинальным одним судебным органом, в то время как другой с легкостью откажется признать это качество.

В действительности судебная практика без явных ссылок на это при оценке оригинальности названия произведения учитывает заслугу его автора.

Если ориганальность названия признана, то некоторая заслуга автора в том, что он его нашел; напротив, если название произведения банально, то никакой заслуги автора нет. В этом случае следует прибегнуть к оценочному суждению, хотя это в принципе законом отвергается.

Напрашивается вопрос: будет ли жизнеспособной система защиты названия произведения авторским правом, если исключить критерий заслуги в оценке оригинальности заголовка?

В самом деле, название охраняется чаще всего как средство идентификации произведения. Однако нельзя считать нарушением авторского права использование одного и того же названия в случаях, когда заблуждение исключается. Действительно, одно и то же название произведения может быть использовано в совершенно различных ситуациях. Например, предположим, что за-

41


главие «Отверженные» является оригинальным, тогда остается неясным даже в случае, когда не истек срок охраны, на каком основании автор мог бы препятствовать использованию того же самого названия для социологического исследования об условиях жизни пролетариата в крупных государствах-метрополиях. Использование такого названия не обязательно, чтобы озаглавить подобное произведение, но слово «отверженные» столь мало оригинально, что его охрана как такового может считаться выходом за рамки права и даже злоупотреблением им. Отсюда можно сделать вывод, что название произведения пользуется правовой защитой лишь тогда, когда эту защиту обеспечивает ему само произведение. Представим себе, что роман Виктора Гюго остался незамеченным. В таком случае писатель не мог бы пожаловаться на неправомерное использование названия его произведения. Ведь любая система преторской защиты построена на подобной логике.

В конечном счете этот вид защиты ставит судью перед альтернативой:

— либо он обязан принимать во внимание заслугу автора при оценке оригинальности названия произведения, а это противоречит закону;

— либо он обязан согласиться с тем, что название обязано своей оригинальностью произведению, которое оно обозначает, а это значит дополнять закон.

Этим и объясняется, на наш взгляд, осторожность, с которой судебная практика признает ориганальность названия и берет на себя его защиту.

В. Охрана названия произведения путем иска о недобросовестной конкуренции

Дело обстоит иначе, если название лишено оригинальности. В случае, когда отказано в защите названия, имеющего родовой характер, автор или правопреемники как в течение срока действия исключительного права, так и после его истечения могут выиграть дело только при наличии двух условий:

— если название произведения было использовано для обозначения произведения того же самого вида;

— если существует возможность заблуждения в связи с тем, что два произведения имеют одинаковое название.

42


Однако применение не столько абз. 1, сколько абз. 2 ст. 5 затруднительно. В этом абзаце речь идет о том, что спорное название должно индивидуализировать произведение того же вида. С точки зрения логики понятие «вид» должно рассматриваться в смысле, указанном в ст. 34 закона, но на деле все обстоит иначе. Можно ли представить себе такое положение, при котором журнал и политическая группировка рассматриваются как явления в рамках одного вида? Или книга и фильм? Однако в деле, касающемся журнала «Autrement», и в деле по фильму «Опасные связи» судебная практика заняла именно такую позицию.

В последнем деле Парижский суд (14 avr. I960, Rev. trim dr. com., I960, 588 obs. H. Desbois) признал:

«Несомненно, роман и кинематографическое произведение, которое основывается на романе, используют разные технические средства и преследуют различные цели;

все-таки они принадлежат к одному и тому же виду, так как при совершенно идентичном названии образы, диалоги и сцены из фильма иллюстрируют тот же самый текст, ту же самую мысль и ту же самую интригу».

Это приравнивание видов вызвало среди теоретиков оживленную полемику (G. Lyon-Caen, A. Breton, in Mélanges Roubier, t. II, p. 345 et 500).

Относительно возможного заблуждения, которое могло вызвать использование названия «Опасные связи» в фильме, адвокат Комбальдье заявил, что таким образом был бы обманут искушенный зритель: он был бы разочарован тем, что вопреки своим надеждам не увидел на экране оригинальное произведение; и одновременно было бы совершено посягательство на моральное право, в результате чего неискушенный зритель получил бы неверное представление о произведении Лакло (JCP, I960, II, 11569).

В деле журнала «Autrement» (Civ. I, 22 janv. 1980, Rev. trim. dr. com., 1980, 359, obs. Alfandarie et Jeantin) шла речь и о журнале, и о политической группировке; последняя использовала название журнала в качестве аббревиатуры. Кассационный суд определил, что у публики это могло вызвать заблуждение, так как легко было принять журнал за орган политической группировки, о которой шла речь. В любом случае Кассационный суд не мог утверждать, что оба названия принадлежат к одному виду, и довольствовался лишь констатацией риска за-

43


блуждения. Таким образом, судебная практика косвенно отказалась от правового критерия вида произведения, чтобы довольствоваться исключительно существованием риска заблуждения как следствия использования уже существующего названия произведения.

Этот принцип был ведущим в решении конфликта между двумя фирмами, одна из которых издавала «Иерусалимскую Библию», а другая — «Краткий Иерусалимский молитвенник». Использование последнего названия было запрещено судом во избежание «путаницы с первым, которая могла бы причинить ущерб». Он основывался на ст. 5 закона (дело Жироле и Бюро книгоиздательства, книгопечатания и книжной торговли против «Эдисьон дю Серф» и др., судебное решение не окончательно, TGI de Paris, 1 Chambre, 1" section, 26 mars 1986).

Что касается процедуры, то автор должен обосновывать свой иск, ссылаясь на правила о недобросовестной конкуренции. Участнику процесса целесообразно обращаться к судье, выносящему решения по срочным вопросам.

Парижский суд также согласился с процедурой наложения ареста, исходя из факта контрафакции, процедурой, которая, однако, была оспорена (Париж, 14 апреля I960 г., см. выше), как станет видно позднее.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Несомненно, музыкальное произведение является самым молчим и самым пленительным способом выражения духовного творчества. .Достаточно вспомнить поэмы Верлена, Рембо, Рильке, Гете, Шиллера, переложенные на музыку великими композиторами, чтобы убедиться в этом, не говоря уже о музыкальных произведениях, созданных автором на основе своего собственного сюжета.

Во все времена, в том числе в 1957 году, законодатель предоставлял музыкальным произведениям право на охрану в соответствии со ст. 3 закона от 11 марта 1957 г., которая предусматривает охрану некоторых видов музыкальных произведений; однако этот перечень не носит ограничительного характера. Сюда входят «музы-

44


кально-драматические произведения» (опера, комическая опера, оперетта) и «музыкальные сочинения с текстом или без текста».

Само собой разумеется, что для того, чтобы пользоваться охраной в соответствии с законом об авторских правах, музыкальное произведение должно иметь оригинальный характер независимо от его достоинства или его назначения. Что касается охраноспособных элементов, присущих всему музыкальному творчеству, то их три: мелодии, гармония, ритм.

А. Мелодия

Под мелодией подразумевается совокупность следующих друг за другом звуков различной высоты и соотносящихся друг с другом так, что их целостное восприятие способно одновременно воздействовать и на ум, и на чувства. Этот линейный, горизонтальный аспект музыки отличен от вертикального — совокупности отдельных звуков, издаваемых одновременно, то есть аккордов, образование и последовательность которых составляют гармонию.

Исходя из того, что мелодия одновременно обращена к уму и чувству, судебная практикав XIX веке пыталась приравнять ее к идее и на этом основании отказать ей в правовой охране. Но от подобного отношения к мелодии пришлось отойти, так как, несмотря на то что мелодия составляет в некотором смысле канву, основу музыкального произведения, она все же обращается именно к чувству, а это отличает ее от идеи, восприятие которой является чисто интеллектуальным. Следовательно, в данном случае обе формы восприятия неразрывны; в теории музыки не содержится никаких оснований для того, чтобы отдать предпочтение одной из них в ущерб другой.

В. Гармония

Гармония существует тогда, когда два или несколько звуков издаются одновременно. Понятие гармонии применяется для обозначения сочетаний нот, звучащих одновременно и называемых аккордами. Гармония отличается от контрапункта, поскольку включает в себя в большей степени вертикальные связи, а не напластование мелодических линий (о различии между гармонией и мелодией см. разд. «Мелодия»).

45


Следует отметить, что в качестве одного из элементов музыкального произведения сама по себе гармония не может быть присвоена, так как число аккордов ограничено; лишь сочетание гармонии и мелодии является охраноспособным объектом.

С. Ритм

Ритм — это порядок и пропорция во времени и пространстве (V. d1Indy). Ритм устанавливается путем последовательного звучания с одинаковым интервалом громких и тихих звуков; независимо от длительности звучания сила или слабость их определяются исключительно большей или меньшей акцентировкой, интервалами звучания, сменяющимися в определенном порядке.

Анализ ритма как такового, то есть вне зависимости от мелодии и гармонии, с которыми он непосредственно связан, показывает, что он не может быть присвоен;

в противном случае мы не могли бы ознакомиться последовательно с вальсами Шопена, Брамса, Штрауса и т. д. Ритм становится охраноспособным лишь в «сочетании» с мелодией.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!