Б) Анабаптистская точка зрения



 

Анабаптисты представляют самую крайнюю реак­цию против преувеличения всего внешнего в римско-католической Церкви. В то время как Рим основывал организацию своей Церкви на ветхозаветной Церкви, они отрицали идентичность ветхозаветной Церкви с но­возаветной и настаивали на существовании только Цер­кви верующих. Дети занимали определенное место в ветхозаветной Церкви, но они не имели законного по­ложения в новозаветной, так как они не могли ни про­явить веру, ни исповедать ее. В своем отстаивании ду­ховности и святости Церкви многие из анабаптистов даже презирали видимую Церковь и средства благода­ти. В отличие от лютеран с их территориальной систе­мой, анабаптисты требовали абсолютного отделения Церкви от государства. И некоторые доводили до крайности, говоря, что христианин не может быть чле­ном магистрата, давать клятву и участвовать в какой-либо войне.

 

В) Реформатская точка зрения

 

Реформатская концепция Церкви в основе своей та же, что и лютеранская, хотя и отличается от нее в некоторых относительно важных вопросах. И те, и другие согласны, что истинная сущность Церкви нахо­дится в общении святых, как духовного целого, т. е. невидимой Церкви. Но в то время как лютеране ищут единства и святости Церкви, прежде всего, в объектив­ных законах, таких, как службы, Слово, таинства, ре­форматы находят их в гораздо большей степени в субъективном общении верующих. Для лютеран бла­гословения спасения можно получить только в Церкви и через нее, так как Бог в распределении Своей благо­дати абсолютно привязывает Себя к назначенным средствам — проповеди Слова и преподание таинств. Некоторые из реформатов, однако, считали, что возможность спасения простирается за пределы видимой Цер­кви и что Дух Божий не абсолютно связан с обычны­ми средствами благодати, но может действовать и спа­сать «когда, где и как Ему угодно». Затем реформаты тоже говорили о невидимости Церкви, но не в одном, а в нескольких смыслах:

1) Всеобщая Церковь, потому что никто никогда не может видеть Церковь во всех местах и временах;

2) Общество избранных, которое будет собрано и видимо, но не раньше пришествия Христа и наступле­ния Его Церкви;

3) Общество избранных и призванных, потому что мы не способны с полной уверенностью различить ис­тинных и ложных верующих. Наконец, реформаты на­шли истинные знаки Церкви не только в правильном преподавании Слова и таинств, но также и в верном преподании церковной дисциплины. Кроме того, были также некоторые важные различия в том, как управ­лять Церковью.

 


Г) Расхождение во взглядах после Реформации

Социнианские и арминианские взгляды

 

Эта измененная концепция Церкви (у реформаторов) имела важные практические последствия. Вместо однообразия появилось многообразие, а это, в свою очередь, повело к различным конфессиям. Реформато­ры хотели поддержать надлежащую связь между ви­димой и невидимой Церковью, но история показала, что это очень трудно. И церкви вне лютеранских и рефор­матских церквей часто приносили в жертву невиди­мую Церковь — видимой и наоборот. Социниане, прав­да, говорили о невидимой Церкви, но в реальной жизни совершенно об этом забыли, так как они понимали хри­стианскую религию просто как приемлемое учение. А арминиане последовали этому, откровенно отрицая, что Церковь является по существу невидимой общиной

святых, и делая ее по преимуществу видимым обще­ством. Более того, они лишили Церковь ее независимо­сти, уступив право дисциплины — государству, удер­жав за Церковью только право проповедовать Слово и наставлять своих членов.

 

Лабадисты и методисты

 

Противоположная тенденция тоже объявилась, а именно — неуважение к видимой Церкви. Жан де Лабади основал «евангельскую общину» в Миддельбурге в 1666 г., к которой могли принадлежать только ис­тинные верующие. Пиетизм вообще сильно настаивал на практической религии. Он не только сражался с обмирщением, но рассматривал сам мир как грехов­ный организм, которого каждый «пробужденный» хри­стианин должен избегать, чтобы не подвергать свою душу опасности. В то же время это делало людей без­различными к институту Церкви с ее функциями и таинствами и приводило их в особые собрания и моле­ния. Настоящая Церковь в таких кругах все больше рассматривалась как общество тех, кто разделял осо­бое просвещение Духом Святым и кто в силу внутрен­него света также имели согласие в исповедании и жиз­ни. Этот взгляд существует и в некоторых методистс­ких кругах, последовательное применение его можно видеть в Армии Спасения. Обращенные образуют не Церковь, но армию Иисуса Христа, отличающуюся от мира особой униформой и образом жизни.

 

Римские католики

 

Римско-католическая Церковь после дней Рефор­мации пошла еще дальше в направлении абсолютной иерархий и стала еще больше утверждать авторитет Папы. Галлигенская партия, первым лидером которой был Боссюе, утверждала в течение двухсот лет, в оппо­зицию иезуитам и ультрамонтанской партии, что Папа может ошибаться в своих решениях и всегда должен подчиняться Вселенскому Собору. Это было также об­щее учение большого числа римско-католических учеб­ников. В 1791 г. тысяча пятьсот английских католи­ков подписали положение, отрицающее, что папская не­погрешимость — это догма Римско-католической Церкви. Однако, оппозиция галлиган была постепенно преодолена, и в 1870 г. Ватиканский Собор объявил, что «Римский понтифф, когда он говорит с кафедры, т. е. когда исполняет роль пастора и учителя христиан — в силу своего высшего, апостольского авторитета, опре­деляет доктрину, касающуюся веры и морали, как док­трину, которой должна держаться всеобщая Церковь, тогда через Божественную помощь, которая была обе­щана ему в лице Петра, он полностью пользуется той непогрешимостью, которую Божественный Искупитель желал Своей Церкви в определении доктрин, касаю­щихся веры и морали; и следовательно, такие опреде­ления понтиффа являются сами по себе неизменными и не подлежат изменению через одобрение Церкви». Германцы не желали подчиняться такому решению и поэтому сами образовали «Старую католическую Цер­ковь» с доктором Долингером, историком, во главе и доктором Рейнкенсом как первым епископом. Снова и снова римские католики, в противоположность протес­тантам, продолжали славиться в своем единстве, хотя оно более кажущееся, чем реальное. Церковь не толь­ко разделена по вопросу папской непогрешимости, но также укрывает все увеличивающееся число монашес­ких орденов, что часто ведет к соперничеству и горь­ким спорам, а это показывает, что они стоят гораздо далее друг от друга, чем многие протестантские дено­минации. Больше того, Реформа (Свобода от Рима) и модернистские движения ясно показывают, что хвале­ное единство Римской Церкви — это скорее корпора­тивное структурное единообразие, а не единство духа и цели.

 

Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. В чем состоит особое значение Киприана для развития доктрины Церкви?
  2. Можно ли свести взгляды Августина на Церковь к пос­ледовательному единству?
  3. Как можно объяснить двойственность в его понимании?
  4. Как возникла священническая концепция служения?
  5. Чем отличается августинская и римско-католическая концепции Царствия Божьего?
  6. В чем состоит существенное различие между римско-ка­толическими взглядом на Церковь и реформационным?
  7. Как римские католики, лютеране и реформаты понимают отношения между Церковью и государством?
  8. Как понимают Церковь модернисты наших дней?

 

Литература

 

  1. Bannerman, The Church of Christ, Vol. I.
  2. Taylor Innes, Church and State.
  3. Schaff, Church and State.
  4. Hagenbach, History of Doctrine, I, pp. 271-277; II, pp. 62-67, 312-319; III, pp. 122-140, 369-374.
  5. Neander, History of Christian Dogmas, I, pp. 218-228; II, pp. 394-398.
  6. Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 133-136, 268-270, 384-391; II, pp. 182-191, 378-382.
  7. Otten, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 171-179, 323-337; II, pp. 214-233.
  8. Crippen, History of Christian Doctrine, pp. 170-172, 182-189, 209-221.
  9. Seeberg, History of Doctrines, II, cf. Index.

 


II. ДОКТРИНА ТАИНСТВ

 

ТАИНСТВА ВООБЩЕ

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!