Б) Доктрина реформаторов и позднейшего богословия



 

По каждому только что упомянутому вопросу Реформация подвергла доктрину таинств пересмотру с точки зрения Библии. Лютер, Кальвин и Цвингли были едины в своем противостоянии Риму. Их объединяла позиция, что благодать, сообщаемая в таинстве, есть, прежде всего, прощающая милость Бога, которая дей­ствует скорее на вину греха, чем на низшую природу человека, потерявшего дар первоначальной праведно­сти. Они также разделяли убеждение, что таинства яв­ляются знаками и печатями, связанными со Словом, и что они не передают какого-то особого рода благодати, которой не сообщало бы Слово, и они не имеют ценно­сти вне Слова. И, наконец, они также соглашались в том, что не само по себе таинство, но его действие и плод (результат) зависят от веры принимающего, и поэтому, всегда предполагает спасающую благодать.

Соглашаясь по этим пунктам, реформаторы расходились по важным вопросам, и это скоро проявилось. Таинства стали для них яблоком раздора. В своем про­тивостоянии Риму Лютер сначала подчеркивал факт, что действие таинств зависит от веры принимающего, но позднее стал придавать выдающееся значение их близкой и существенной связи со Словом, знаками и печатями которого они являются. Их отличие от Сло­ва — в том, что они направлены не вообще к Церкви, а к личностям. В результате своей борьбы с анабаптис­тами он, после 1524 г., подчеркивал абсолютную необходимость таинств и их объективный характер и счи­тал, что их действенность зависит более от Божествен­ного установления, чем от субъективного состояния принимающего (Хеппе, «Догматика», III, стр. 380). Тот же спор побудил его настаивать на временной, теле­сной, местной связи между знаком и тем, что он означа­ет. По его мнению, Божественная сила присутствует в таинстве, как видимое Слово, и как таковое является носителем Божественной благодати.

Так как таинства преподаются только верующим, Цвингли понимает их, как прежде всего знаки и доказательства веры, и только во вторую очередь — как средства укрепления веры и как напоминание о благо­словениях, усваиваемых верою, и как направляющие нашу веру прочь от себя — к благодати Божией в Иисусе Христе. Для него таинства были памятниками и значками исповедания, хотя он также использует вы­ражения, которые, кажется, указывают на более глубо­кое значение.

Кальвин также рассматривает таинства как действия исповедания, но только на втором плане. Для него они прежде всего являются знаками и печатями Божьих обетований, которые направляют внимание к богатствам Его благодати. Он находит их существен­ный элемент в слове обетования, в завете благодати и в личности Христа со всеми его благословениями. Но он не считает, что эти духовные благословения находятся в видимых элементах, как внутренне им присущие, он видит их, как более или менее независимые распреде­лители Божественной благодати. Для него Бог есть и остается единственным источником благодати, а таин­ства — это просто инструменты, которыми она пере­дается. Бог сообщает эту благодать только верующим, питая и укрепляя их веру. Неверующие могут при­нять внешний знак, но не участвуют в том, что он озна­чает.

Вне лютеранской и реформатской Церквей цвинглианская концепция таинств пользовалась большой популярностью. Анабаптисты отрицали, что таин­ства — это печати и рассматривали их только как знаки и символы. Они видимым образом представля­ют благословения, сообщаемые верующим, но делают это просто, как акты исповедания; они не сообщают благодати.

Социниане рассматривали Вечерю Господню как память о смерти Христа и крещение — просто как примитивный обряд исповедания для еврейских и язы­ческих обращенных, безо всякой постоянной ценности.

Арминиане говорят о таинствах, как являющих и запечатлевающих благословениях благодати, но не хо­тят признавать идею, что они запечатлевают обетова­ния Божии и передают благодать. По их мнению, это просто знаки завета между Богом и человеком, в кото­ром первый являет Свою благодать, а второй — обе­щает вести святую жизнь.

Рационалисты свели таинства к памятным знакам, имеющим своей целью поощрение добродетели. Шлейермахер сделал попытку поддержать их объективный характер и объединить все различные взгляды в выс­шем синтезе, но ему это не удалось. В девятнадцатом веке многие неолютеране и пусеиты в Англии защища­ли доктрину таинств, и это очень сильно напоминает нам римско-католическую концепцию.

 

КРЕЩЕНИЕ

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!