А) Развитие доктрины до Реформации



 

Термин «таинство» происходит от латинского сло­ва «сакраментум», которым Вульгата воспроизводила греческое слово «мустерион», а оно использовалось в Новом Завете для обозначения того, что не было от­крыто в Ветхом Завете, но позднее оно приобрело до­полнительное значение. Оно стало обозначением все­го таинственного и непонятного в христианской рели­гии и в других религиях, включая таинственные дей­ствия или вещи. Это значение термина было перенесено и на латинское слово «сакраментум», которое пер­воначально обозначало клятву, требуемую от солдата, или сумму денег, отложенную как залог в случае суда и конфискуемую в пользу государства или богов, если дело проиграно.

Это говорит о том факте, что слово «таинство» имело довольно широкое применение в первые века христианства. Оно могло прилагаться ко всему, с чем мог­ла быть связана идея святости. Тертуллиан использу­ет это слово, говоря о трудах Творца и о труде вопло­щенного Сына, особенно Его смерти. Знак креста, соль, даваемая оглашенным, назначение священников, брак, изгнание бесов, празднование субботы — все это на­зывалось «сакраментум». В то же время термин использовался по преимуществу в приложении к креще­нию и Вечере Господней. То же широкое использование термина находим в трудах Августина, Илария, Льва Великого, Григория Великого и других.

В целом можно сказать, что схоласты следовали Августинской концепции таинств, как видимых знаков и средств невидимой благодати. Не было единства в вопросе об их числе, разброс был от пяти до тридцати (Гуго Сен-Викторский). Петр Ломбардский был пер­вым, кто назвал известные семь таинств Римско-като­лической Церкви. В силу того, что его «Сентенции» стали главным справочником по богословию, его част­ное мнение вскоре стало общим мнением, и, наконец, Собор во Флоренции официально принял эти семь в 1439 г.: крещение, конфирмация, евхаристия, епитимья, посвящение в священничество (рукоположение), брак и елеосвящение.

Это сокращение числа таинств естественно повело к ограничению концепции. Доктрина таинств была все еще неясной, недостаточной: было неясно определено отношение разумного элемента к духовному; не было также ясного представления о том, как действуют та­инства. Августин однажды упомянул, что действие та­инств настолько зависит от веры принимающего их, что внешнее таинство стало только образом того, что Бог вырабатывает в душе. Эта мысль была также ясно отражена в одной из точек зрения, преобладавшей в схоластический период и которая фактически одно время была доминирующей, — что таинства не содер­жат, но только символизируют благодать, хотя Бог обе­щал сопровождать использование таинств прямым действием Своей благодати в душах принимающих их. Эту точку зрения видим у Бонавентуры и Дурандуса, и она стала преобладать в Средние века через защиту Дунса Скота.

Наряду с этой точкой зрения, однако, имелась дру­гая, а именно, что благодать действительно пребывает в видимом таинстве. Это не значит, что она обитает в видимых элементах, как постоянная сила, но что «слова установления производят духовное действие во внешнем знаке, которое и пребывает в последнем, пока не достигнет своей цели». Гуго Сен-Викторский и Фома Аквинский отстаивали этот взгляд, который в итоге был принят Церковью.

В связи с вопросом, зависит ли действие таинств от достойного или недостойного принятия или преподания их, схоластика тяготела к мнению, что они эффек­тивны в силу их объективного преподания. Это значит, конечно, что принятие благодати через таинства не за­висит ни от духовной преданности принимающего, ни от характера преподающего их священника, хотя ду­ховная подготовка к принятию таинств будет иметь, несомненно, свое вознаграждение. Считалось, что подобное действие таинств показывает превосходство но­возаветных таинств над ветхозаветными.

 

Трентский Собор принял несколько решений о таинствах, из них наиболее важны следующие:

1) Таинства необходимы для спасения, т. е. они должны быть приняты или, по крайней мере, желаемы теми, кто будет спасен. Нельзя сказать, однако, что они все необходимы для каждого человека.

2) Они содержат благодать, которую они означают, и даруют ее через осуществление действия над тем, в ком не встречают препятствия своему действию, тако­го, как смертный грех или какое-нибудь другое.

3) Намерение священника преподать таинство со всей искренностью, делая то, что намерена делать Цер­ковь, существенно для его действительности. Он дол­жен намереваться делать то, что делает Церковь, но в остальном может быть в смертном грехе.

4) Таинства крещения, конфирмации и посвяще­ния накладывают неизгладимый отпечаток на душу воспринимающего и поэтому не повторяются.

5) Священники, и только священники являются за­конными преподателями (отправителями) таинств. Однако конфирмацию и посвящение могут проводить только епископы, а крещение, в случаях необходимос­ти, могут проводить недуховные лица.

 

Кроме крещения и Вечери Господней признаны следующие таинства: конфирмация, покаяние, соборо­вание, посвящение и брак. Они могут быть коротко описаны так:

1) Конфирмация — это таинство, в котором через возложение рук епископа, помазание и молитву ранее крещенные лица принимают всемерную благодать Свя­того Духа, чтобы они могли твердо исповедовать свою веру и верно жить в соответствии с нею.

2) Епитимья — это таинство, через которое полу­чается прощение смертных грехов, совершенных после крещения, получают его те, кто сердечно сокрушается о своих грехах, искренне их исповедует и хочет понес­ти наказание, возложенное на них.

3) Елеосвящение — это таинство, во время кото­рого те, кто на грани смерти, получают особую благо­дать, чтобы довериться Милости Божией и сопротив­ляться последним атакам и искушениям дьявола. Со­стоит в помазании святым маслом и молитве священ­ника.

4) Посвящение в священничество — это таинство, которое передает тем, кто принимает его полную власть священства, вместе с особой благодатью, чтобы хорошо исполнить свои обязанности.

5) Брак — это таинство, которым соединяются мужчина и женщина в святом союзе и получают необ­ходимую благодать, верно исполнять свои обязанности до смерти.

 

Здесь заслуживают внимания следующие моменты:

1) В понимании Рима, благодать передаваемая в таинствах, — это исключительно вливаемая, освяща­ющая благодать, которая поднимает человека до сверхъестественного уровня и делает его причастни­ком Божественной природы. Она рассматривается как сверхъестественный дар, который приходит к человеку извне. Прощение грехов, которое в Писании обычно связывается с крещением, занимает в системе Рима сравнительно незначительное место.

2) Практически игнорируется связь таинства со словом Божьим. Слово имеет некоторое, но только под­готовительное значение в том, что оно вырабатывает в человеке чисто историческую веру, которая в действи­тельности не может спасать, если оно не сообщается с любовью, т. е. вливаемой благодатью. Так как эта лю­бовь передается только таинством, последнее получает независимое значение, параллельно со словом и в дей­ствительности превосходит его в ценности.

3) Вера не является абсолютным требованием для принятия таинства. Освящающая благодать присут­ствует как материальный элемент в таинстве, передает­ся в процессе его и предполагает, как самое большее, что у принимающего нет непреодолимых препятствий на пути благодати.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!