II. СОТЕРИОЛОГИЯ СХОЛАСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Когда мы приближаемся к схоластическому периоду, мы встречаемся с разнообразием мнений, касающихся основных элементов процесса спасения, таких, как благодать, вера, оправдание, заслуга и добрые дела. Позиция Церкви была в целом умеренно августинианская, хотя некоторые схоласты склонялись в сторону полупелагианства. Мы кратко рассмотрим основные концепции.
СХОЛАСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЛАГОДАТИ
Был один момент, относительно которого большинство схоластов было в согласии больше с августинианством, чем пелагианством и полупелагианством. В то время как последнее учение утверждало, что во власти природного человека вызывать в себе веру и увеличивать ее, схоласты в основном считали, что человек не может этого делать без помощи достаточной благодати. Но это было все, в чем они соглашались с Августином. И даже здесь согласие было неполным, потому что Августин говорил о необходимости действенной (эффективной) веры. Между схоластами не было полного согласия по вопросу о благодати. Взгляды Петра Ломбардского, весьма родственные взглядам Августина, были довольно широко приняты. Он считал трудным определить точную природу благодати, но предпочитал думать о ней, как о сверхъестественной силе, вырабатываемой в человеке, и он делал различие между благодатью действующей, которая делает человека способным обратиться к Богу, и благодатью сотрудничающей, которая сотрудничает с волей и действенна в приведении к желаемому результату. Только первая, которая вначале изливается на человека, действует в нем безо всякого действия с его стороны и является чисто даром благодатной Милости. Все дальнейшие отношения благодати с человеком зависят от активного согласия и сотрудничества воли. Свободная воля человека действует, но Божественная благодать помогает этому, как сотрудничающий принцип, и так обеспечивает желанный результат.
|
|
Представление Александра Гальского находится в основном в согласии с пониманием Петра Ломбардского, но он ввел еще одно разделение, характерное для схоластического богословия, когда он говорил о благодати, дающей свободно (речь идет о благодатной деятельности Бога), о благодати, данной свободно (обозначающей все действительные милости и влитые в человека добродетели) и о благодати, делающей милостивым (милость, как постоянное качество души, делающее ее угодной Богу). Фома Аквинский использует эти термины в несколько ином смысле, чем определил их дальнейшее использование. Хотя он пользуется термином «милость, делающая милостивым», как замысел всей сверхъестественной помощи, назначенной для освящения воспринимающего, он ограничивает термин «благодать, данная свободно» теми благодатными дарами, которые нацелены скорее на добро для других, чем на добро для воспринимающего. В связи с «милостью, делающей милостивым», он различает благодать предшествующую или действующую и благодать последующую или сотрудничающую. Первая обновляет волю, а последняя помогает ей в ее действиях; первую можно назвать «достаточной», а вторую — «действенной».
|
|
СХОЛАСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВЕРЫ
В период схоластики была общая тенденция делать различие между верой, как формой знания, простым согласием с истиной, и верой, как духовной склонностью, любовью, производящей добрые дела. Петр Ломбардский здесь делает три различия. Первые два практически означают одно и то же, то есть — принятие как истинного того, что Бог говорит, но последнее обозначает веру в более глубоком смысле, когда мы входим в отношения с Богом. Он говорит, что одно дело — верить Богу, верить, что Он говорит истину, и совсем другое дело — верить в Бога, т. е. верить так, что любить Его, идти к Нему, прилепляться к Нему и соединяться с членами Тела Христова. Он также делает различие между верой, в которую верят, т. е. кредо или догма, и верой, которой верят и оправдываются.
|
|
После него стало обычаем различать между верой, как интеллектуальным согласием с истиной, и верой, которая возрастает, оживотворяется и определяется силой любви и в которой любовь является формообразующим принципом. Более того, было подчеркнуто, заявлено, что в то время как вера информативная — это подготовка к оправданию, только вера формообразующая, которая включает в себя правильное внутреннее расположение и труды любви, — это та вера, которая оправдывает. В то же время священство считало выгодным подчеркивать идею, что безоговорочное подчинение авторитету Церкви — это главная характеристика веры, и некоторые богословы эту мысль поддерживают.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!