НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБ ИСКУПЛЕНИИ



 

В англоговорящих странах мы видим репродукции большинства типичных теорий, бывших в прошлом, хотя часто и с вариациями. Следующие из них — са­мые важные.

 

А) Теория правления в богословии Новой Англии

 

История богословия США показывает нисходящую тенденцию в учении об искуплении. Сначала карательно-заместительная доктрина нашла там родственную по­чву. Но уже в 1650 г. Вильям Пинчон, выдающийся ми­рянин обратился против доктрины о том, что Христос страдал теми же самыми мучениями, что и погибшие, а также доктрины о вменении, основанной на этом. Ему в 1653 г. ответил Нортон. Беллами предложил то, что впос­ледствии стало известно, как американская доктрина ис­купления, и было по сути своей просто репродукцией пра­вительственной теории Греция. Он еще отрицал ограни­ченное искупление и настаивал на всеобщем. Хопкинс был с ним согласен и утверждал, что Христос не понес именно наказание за грех, но пережил нечто вместо него. Больше того, вообще отрицали, что Христос что-то заслу­жил своим активным послушанием; только страдания Христа рассматривались, как имеющие искупительное значение. Правительственная теория стала в богословии США преобладающим взглядом на искупление. Эммонс пытался ее улучшить, введя моральный элемент. Он под­черкивал, что правление Бога — это моральное правле­ние, движимое любовью. И Горас Бушнелл пошел даль­ше, введя теорию морального влияния.

 

Б) Различные типы теории морального влияния

 

Бушнелл

 

Горас Бушнелл отверг и теорию кары и правления, но считал первую выше второй, так как она не теряет из виду правосудие Божие. Он не понимает, как спектакль, открывающий Божие отвращение ко греху, может ког­да-нибудь вылиться в прощение греха. Но он возража­ет против обеих теорий на том основании, что они слиш­ком юридические и внешние и им не удается показать этический элемент в искуплении. В своем труде «Заме­стительная жертва» он отвергает ту идею, что Бога надо умилостивлять, и утверждает, что единственным требо­ванием было то, что человек должен примириться с Бо­гом и проявить новый дух любви и послушания. Бог Сам пошел вперед во Христе, чтобы спасти человека, и даже страдал в Сыне Своей любви. Христос пришел, чтобы вести человека к покаянию и таким образом при­мирить его с Богом. Чтобы сделать это, Он должен был открыть Бога человеку и обрести новую власть над ним, чтобы вести его прочь от греха. Поэтому Он пришел на землю и действительно вошел в судьбу человека, стра­дал от человеческого противостояния Ему и от греха, служил человеку на всех путях, исцелял его болезни, сочувствовал ему в его скорбях и так открыл ему Бога во всей Его святости и страдающей любви. Делая так, Он разбил противление человека и завоевал его лю­бовь. Это и есть искупление. Христос не только пример, но также и сила праведности в жизни человека.

Позднее Бушнелл получил новое откровение и уви­дел, что Бога нужно умилостивлять. Следовательно, в своем труде «Прощение и закон» он изъял последнюю часть своей предыдущей публикации и заменил на идею о самоумилостивлении и самопожертвовании. Он заложил тот принцип, что ни Бог, ни человек не могут простить грешника, пока не постараются сделать ему добро и пострадают от его отпора. Когда человек пред­ставляет прощение того, кто сделал ему зло, он чув­ствует обиду, которая ему мешает; но он может пре­одолеть это чувство, жертвуя чем-то или страдая за виновного. Также и Бог Своею жертвою преодолел Свою горечь, изменив ее на прощение, и так совершил объективное искупление. Бушнелл, очевидно, не сознавал, что он поставил Бога ниже доброго человека, кото­рый часто добровольно и радостно прощает, не прибе­гая к таким необычным методам.

 

Фредерик Денисон Морис

 

Морис занимает исходную позицию в истинно Александрийском стиле, во Христе, как Логосе, и рассматривает Его как архетип или корень человечества. Как таковой, Христос стоит в уникальном и оригиналь­ном отношении к расе — вечный второй Адам. При воплощении Он становится Посредником между Бо­гом и человеком, приводя человека в союз с Богом че­рез общение с Ним, Христом. Он не заместитель, но представитель человеческой расы. Его страдания и жертва — это то, что следует Богу от человечества, для которого Он — Корень и Глава, и они приняты Богом как совершенное удовлетворение.

Так во Христе все люди искуплены, независимо от их веры, и им нужно только осознать это искупление. Основа этой теории — реальный союз Христа с чело­вечеством. Это можно назвать теорией морального влияния, в той мере, в какой она считает Христово жер­твоприношение послушания примером для нас, кото­рому нам нужно следовать. Очевидно, что точка зре­ния Мориса связана со взглядами Шлейермахера.

 

Мак Леод Кемпбелл

 

Теорию Кемпбелла иногда описывают, как теорию заместительного покаяния. Кемпбелл изучил доктрину искупления, как ее преподавал Оуэн и Эдвардс, и отнес­ся к этому типу богословия с великим уважением. Од­нако он считает их взгляд на искупление дефективным за то, что он слишком юридический и недостаточно от­ражает любовь Божию. В допущении Эдвардса, что со­вершенное покаяние делает для нас доступным искуп­ление, если бы человек только был способен к такому покаянию, — он находит намек на истинную теорию искупления. Он считает, что Христос предложил Богу, от имени человечества, требуемое покаяние, и этим ис­полнил условия прощения. Труд Христа в действитель­ности состоял в заместительном исповедании грехов от лица человечества. Возникает, естественно, вопрос, как смерть Христа связана с этим исповеданием. Своими страданиями и смертью Христос из сострадания встал под осуждение Отца за грех, и это было Отцом рассмот­рено как совершенное исповедание наших грехов. Это осуждение греха рассчитано на то, чтобы произвести в человеке ту святость, которую Бог требует от грешного человечества. Самая большая проблема с этой теорией в том, что у нее нет никакого Библейского основания и что трудно представить покаяние у безгрешного суще­ства. Более того, в этой концепции горестно отсутствует сознание серьезности греха.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!