В) Мистическая теория искупления
Есть еще теория, популярная в некоторых кругах, а именно — мистическая теория, которой впервые учил Шлейермахер. Брюс говорит о ней, в ее более поздних развитиях, как о «теории искупления через пример». Она еще известна, как теория Ирвинга или «теория постепенного искоренения развращенности». Мы завершаем свой обзор, привлекая внимание ко взглядам Эдварда Ирвинга, великого английского проповедника и современника Томаса Чалмерса. По его мнению, Христос принял на Себя человеческую природу, какова она была в Адаме после падения, то есть человеческую природу с ее прирожденной испорченностью и предрасположением к моральному греху. Но силою Святого Духа или Его Божественной природы, Он был способен хранить эту испорченную человеческую природу от проявления себя в каком-нибудь грехе, постепенно очищая ее через Свои страдания, полностью искореняя первоначальную испорченность смертью, и так соединил ее с Богом. Это очищение человеческой природы в личности Иисуса Христа и составляет Его искупление. Следовательно, люди спасены не только объективным умилостивлением, но и становясь причастниками Христовой новой человечности по вере.
Вопросы для дальнейшего изучения
- Как получилось, что марроунисты были обвинены в универсализме?
- Верно ли говорить, что Христос умер за всех людей или доступен для всех?
- Какой тип теории защищает Шлейермахер?
- Понимает ли он грех как реальность?
- Имеет ли теория искупления логическое место в его системе?
- Является ли ритчлианское богословие более справедливым в отношении к доктрине искупления?
- Справедливо ли оценивают эти системы роль смерти Христа в деле искупления?
- Ответствен ли Ионафан Эдвардс в какой-то степени за появление правительственной теории в США?
- Какое преимущество у его теории перед теориями морального влияния?
- Почему, строго говоря, неправильно называть последнюю теорией искупления?
- Почему все эти теории гораздо более популярны, чем теория заместительного искупления?
- Справедлива ли теория Ирвинга по отношению к святости Христа?
- Продолжают ли его последователи до сих пор учить этому в первоначальной форме?
|
|
Литература
- Franks, A History of the Doctrine of the Work of Christ, II, pp. 225-259, 329-370, 387-414.
- Bruce, The Humiliation of Christ, pp. 309-326.
- Mackintosh, Historic Theories of the Atonement, pp. 207-258.
- Crawoford, The Atonement, pp. 297-381.
- Sheldon, History of Christian Doctrine, II, pp. 353-362.
- Orr, Progress of Dogma, pp. 338-345.
- Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 411-413, 437-445, 477-479.
- Mozley, The Doctrine of the Atonement, pp. 165-201.
- Park, The Atonement (In New England Theology).
ДОКТРИНА О ПРИМЕНЕНИИ И ВМЕНЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ
I. СОТЕРИОЛОГИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Естественно перейти от доктрины искупления, или от объективного труда искупления через Христа, к обсуждению метода, благодаря которому верующие пользуются его преимуществами (выгодами), или к субъективному применению заслуг Христа через действие Святого Духа.
|
|
СОТЕРИОЛОГИЯ ПЕРВЫХ ТРЕХ ВЕКОВ
Было бы неразумно искать у Ранних Отцов Церкви общего, определенного, целостного и вполне развитого взгляда на применение труда искупления. Их представления, естественно, довольно неопределенные, несовершенные и неполные, и иногда даже ошибочные и сами по себе противоречивы. Канис говорит; «Это является достоверным фактом, не знающим исключений и признанным всеми знатоками в этом вопросе, что все доавгустинские Отцы учили, что в присвоении (усвоении) спасения существует сотрудничество свободы и благодати».
В согласии с утверждением Нового Завета о том, что человек получает благословения спасения через «покаяние перед Богом и веру в нашего Господа Иисуса Христа», Ранние Отцы подчеркивали эти требования. Это не значит, однако, что у них сразу была полная и правильная концепция веры и покаяния. Веру в основном рассматривали как инструмент для принятия заслуг Христа и ее часто называли единственным средством спасения. Было понимание, что она состоит в истинном познании Бога, доверий и преданности Ему и имеет своим специальным объектом Иисуса Христа и Его искупительную кровь. Эта вера, а не дела закона, рассматривалась как средство оправдания. Эти идей постоянно (многократно) выражаются Апостольскими Отцами и встречаются у апологетов, наряду с той идеей, что новое знание или мудрость, открытая Логосом, имеет спасительное значение. Поздние Отцы, такие, как Ирйней и Ориген, разделяют ту идею, что человек спасается верой, в то время как латинские Отцы, Тертуллиан, Киприан и Амвросии, даже превосходят их, подчеркивая в высшей степени испорченность человека и необходимость оправдания верою. Нельзя сказать, однако, что в мышлении первых трех веков явилась ясная концепция веры. В своем подчеркивании веры Отцы, главным образом, повторяли то, что они нашли в Библии. Не вполне ясно, что они подразумевали, когда они говорили о вере. Похоже, что преобладающей идеей был просто интеллектуальный подход к истине, но в некоторых случаях она, по-видимому, включает идею добровольной капитуляции. И все же не хватает полной и богатой концепции веры, как спасительного доверия Иисусу Христу. Александрийцы иногда противопоставляют веру — знанию, представляя первую как начальный этап принятия истины в целом и общем, а последнее — как более совершенный этап, на котором ее связи и смыслы вполне поняты.
|
|
|
|
Больше того, несмотря на все их подчеркивание благодати Божией и веры, как органа по присвоению спасения, Ранние Отцы являют морализм, который не согласуется с доктриной спасения у Павла. Евангелие часто описывается, как новый закон. Вера и покаяние иногда представляются как зависящие от воли человека. Спасение иногда рассматривается как зависящее от Божией благодати, иногда — от добровольного сотрудничества человека.
Одновременно с верой покаяние тоже рассматривалось как предварительное условие спасения. Есть некоторое сомнение в точном смысле термина «покаяние», как оно звучит у Ранних Отцов. Неясно, понимали ли они его просто как акт или состояние ума или же рассматривали его как включающее изменения в жизни. В то же время совершенно очевидно, что, когда они говорят о нем в первом смысле, они придают большее значение его внешним проявлениям в делах покаяния. Эти дела даже рассматриваются, как имеющие искупительное значение для грехов, совершенных после крещения. Есть тенденция подчеркивать необходимость добрых дел, особенно дел самоотречения, таких, как добровольные пожертвования, милостыня, воздержание от брака и так далее, чтобы придать им особое значение и соединить их с верой, как средством обеспечения Божьего расположения. Этот взгляд на добрые дела скорее законнический, чем евангельский. Это моралистическое извращение новозаветного христианства нашло свое объяснение в естественной (природной) самоправедности человеческого сердца и открыло дверь, через которую иудаистский легализм вошел в Церковь.
Есть еще один момент, заслуживающий упоминания. Отцы Церкви первых трех веков уже обнаружили первоначальный дрейф в сторону обрядности (церемониализма). У них преобладает идея, что крещение несет с собой прощение прежних грехов и что прощение грехов, совершенных после крещения, можно получить через епитимья. Больше того, постепенно укреплялась мысль, что добрые дела некоторых, и особенно страдания мучеников, могут послужить искуплению грехов других. К концу этого периода преувеличенное значение приписывается ходатайствам исповедников и мучеников, хотя некоторые Отцы Церкви не поддерживают эту идею. Сом находит объяснение этому отклонению от учения Писания в том факте, что «природный человек рожденный католик». Было неизбежно, что с течением времени эти два фундаментально различных типа мысли должны были прийти в конфликт друг с другом.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!