III. РЕФОРМАЦИОННАЯ И ПОСТРЕФОРМАЦИОННАЯ СОТЕРИОЛОГИЯ



 

ЛЮТЕРАНСКИЙ ПОРЯДОК СПАСЕНИЯ

 

Что побудило Лютера взяться за труд Реформа­ции, так это, главным образом, система наказаний, раз­вившаяся в Римской Католической Церкви, и тесно связанная с этим практика индульгенций. Он сам был глубоко погружен в труд по изнурению плоти и испо­веди, когда истина из Рим. 1,17 осветила его, и он по­нял, что человек оправдывается только одной верой, и научился понимать, что покаяние, требуемое в Мф. 4, 17, не имело ничего общего с римскими католическими делами по удовлетворению, но состояло в реальном внутреннем сокрушении сердца и было плодом одной только Божьей благодати. Его озарило, что действи­тельно важным в покаянии была не частная исповедь перед священником, что не имело основания в Писа­нии, и не удовлетворение, сделанное человеком, так как Бог даром прощает грех, но сердечная печаль о грехе, ревностное желание начать новую жизнь и прощаю­щая благодать Божия во Христе. Поэтому он сделал учение о грехе и благодати снова центральным в док­трине спасения и заявил, что учение об оправдании по одной только вере — это вопрос «стоящей или падаю­щей Церкви». В итоге Реформация отвергла все, что было отличительными чертами средневекового бого­словия, такими, как индульгенции, искупительные на­казания, священническое прощение (разрешение от грехов) в римском католическом смысле, труды, пре­вышающие требования долга и учение о человеческих заслугах.

Богословы разделяются по вопросу о том, как Лютер поместил веру и покаяние относительно друг друга, Ритчль считает, что он сначала рассматривал покаяние как плод веры, но потом поместил его перед ве­рой, утверждая, что покаяние вырабатывается законом; но Липсий отрицает это изменение и считает, что вели­кий реформатор всегда рассматривал покаяние как включающее в себя сокрушение, выработанное зако­ном, и веру, как верующее принятие Иисуса. И то, и другое является инструментом в приведении грешни­ка ко Христу и поэтому не предполагает союза с Ним. В то же время можно сказать, что в ранний период жизни Лютера его оппозиция римско-католической праведности, достигаемой делами, побудила его подчер­кнуть тот факт, что настоящее покаяние является пло­дом веры и что в позднейший период он встретился с антиномианством с его утверждением, что истинной вере предшествует глубокое чувство раскаяния. Но он всегда считал, что путь спасения состоит из покаяния (в ограниченном смысле, как печаль о грехе), веры и жизни, посвященной Богу. Этот порядок сохраняется ранними лютеранскими богословами и является также исповедным стандартом Церкви.

Лютеранский порядок спасения, который вначале состоял только из трех элементов, был гораздо шире разработан в трудах великих лютеранских богословов семнадцатого века. Он был основан, несколько искусственно, на Деяниях 26:17-18 и включал призва­ние, просвещение, обращение, возрождение, оправда­ние, обновление и прославление. В той доктрине, что все, живущие по Евангелию, получают достаточную благодать либо в крещении, либо через проповедь Слова, которое делает их способными не сопротив­ляться благодати Божией в возрождении, в лютеранской сотериологии появляется зародыш синергизма, и процесс спасения понимается как следующий: дети, рожденные от родителей-христиан, которые не могут еще сопротивляться благодати Бога, возрождаются при крещении и получают дар веры. Другие, однако, призваны в позднейшей жизни достаточным призва­нием, одинаковым во всех случаях, которое, просве­щая ум и укрепляя волю, делает их способными, не сопротивляться благодати Бога. Если они не проти­вятся труду Святого Духа в призвании, они приведе­ны к сокрушению (покаянию в ограниченном смыс­ле), возрождены и одарены даром веры. Верой они далее оправдываются, получают прощение грехов, усыновляются, как дети Божьи, входят в Тело Хрис­тово, обновляются Святым Духом и, в конце кон­цов, — прославляются.

Таков процесс во всех тех, в ком он закончен; но его начало еще не гарантирует законченности. Благо­дати Божией можно сопротивляться на любом этапе пути спасения, она может быть потеряна, независимо от того, как далеко продвинулся ее путь, и так может случаться не один раз, а несколько. Независимо от убеждения, что человек своим спасением полностью обязан Богу, считается, что человек может успешно расстроить Божественное действие, так что в действительности решение остается за ним.

Далее, лютеранский порядок спасения имеет своим центром веру и оправдание. Строго говоря, призвание, покаяние и возрождение — это все подготовительные этапы и служат цели приведения грешника ко Христу. Бог прощает его грех, освобождает от закона, усынов­ляет, как Свое дитя, и вводит в мистическое Тело Иису­са Христа, но все это прежде, чем человек верой примет праведность Христа. Все поэтому зависит от веры. Ею человек вступает постепенно во все возрастающие бла­гословения спасения, но без нее он теряет все. Отсю­да — самым важным является сохранить веру. Хотя все это обычно представляется как порядок спасения, в позднейшем лютеранском богословии мы не всегда видим ту же самую форму.

 

РЕФОРМАТСКИЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ

 

В реформатском богословии путь несколько иной. Это благодаря тому факту, что Кальвин последовательно начинал с вечного избрания и с мистического союза, установленного в договоре спасения. Его основная по­зиция такова, что нет участия в благословениях Хрис­та, кроме как через живой союз со Спасителем. И если даже самое первое из благословений спасательной бла­годати уже предполагает союз со Христом, то дар Хри­ста Церкви и вменение Его праведности предшествует всему остальному. В Совете Мира союз был уже уста­новлен между Ним и теми, кто был дан Ему Отцом, и в силу этого союза, который одновременно и юридичес­кий, и мистический, все благословения спасения явля­ются по идее долей тех, кто Христов. Они готовы к распределению и присваиваются ими через веру.

Из этой основной позиции следуют несколько осо­бенностей. Спасение избранных понимается не как от­дельных индивидов, «атомов», так как они все вечно во Христе и рождены из Него, Кто является Главой, как члены Его мистического Тела. Возрождение, покаяние и вера не рассматриваются как этапы подготовки, совер­шенно отдельно от всякого союза со Христом, ни как условия, которые должны быть выполнены человеком, полностью или частично, своими собственными силами. Они являются благословениями Завета по благодати, которые уже текут из мистического союза и дара Хрис­та Церкви. Покаяние имеет другое место и характер, чем в лютеранском «порядке». Кальвин признавал, что покаяние предшествует вере, но видел в нем просто на­чальный страх, законное покаяние, которое не необходи­мо ведет к вере и не может рассматриваться как абсолютно существенная подготовка к ней. Он подчеркива­ет покаяние, которое вытекает из веры, которое возмож­но только в союзе со Христом и которое продолжается всю жизнь. Более того, он не рассматривает покаяние как сокрушение и веру. Он признает тесную связь меж­ду ними и не считает, что первое возможно без второго, но также он указывал, что Писание ясно различает оба, и поэтому он приписывал каждому из них более неза­висимое значение в порядке спасения.

Но как бы Кальвин ни отличался от Лютера во взгляде на порядок спасения, он совершенно соглашал­ся с ним в вопросе природы и важности доктрины оп­равдания по вере. В своей общей оппозиции Риму они оба описывают его, как акт свободной благодати и акт непосредственный, который изменяет не внутреннюю жизнь человека, но только юридические отношения, в которых он стоит перед Богом. Они не находят основа­ния для этого во внутренней праведности верующего, но только во вмененной праведности Иисуса Христа, кото­рую верующий присваивает верою. Более того, они от­рицают, что это является постепенным трудом Бога, ут­верждая, что это труд мгновенный и сразу законченный, и считают, что верующий может быть абсолютно уверен, что он навеки перенесен из состояния гнева и осужде­ния в состояние расположения и принятия.

Лютеранское богословие не всегда оставалось вполне верным этой позиции. Вера иногда представ­ляется как труд, лежащий в основе для возрождения; и некоторые богословы основывают оправдание на вли­той праведности Иисуса Христа.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!