СОТЕРИОЛОГИЯ ОСТАЛЬНЫХ ВЕКОВ ПАТРИСТИКИ
Пелагий больше всех других Ранних Отцов Церкви отклонился от Библейского представления о применении искупления. Можно даже сказать, что он пренебрег Библейским основанием, которое было священным для них, и утвердил самодостаточный принцип языческой философии. Его концепция греха и его результатов повела его к отрицанию абсолютной необходимости благодати Божией во Христе для спасения и ко мнению, что вполне возможно для человека получить спасение, соблюдая закон. Он не вполне презирает «помощь благодати» и «Божественную помощь», но даже считает их желанными, «чтобы с большей легкостью исполнить то, чего потребовал Бог». Но благодать, о которой он говорит, это не возрождающая благодать Божия, просвещающая ум и склоняющая волю к добру и святости. Она состоит только в следующем:
а) «природное добро», то есть наделение человека свободной волей, так что он может делать либо добро, либо зло;
б) проповедь Евангелия и пример Христа, которые оба направлены к уму человека и учат его пути спасения.
«Природное добро» универсально и абсолютно необходимо и существенно, но благодать Евангелия не является, ни всеобщей, ни необходимой, хотя и облегчает человеку получение спасения. Она дана только тем, кто правильно использует свои природные силы. Эта благодать не воздействует прямо и немедленно на волю человека, но только на его понимание, которое она просвещает, и только через него — на волю. Более того, вполне возможно для человека сопротивляться ее воздействию. Христианство рассматривается как новый закон и, в сравнении с Ветхим Заветом, как закон расширенный. Настоящий христианин — это тот, кто знает Бога, верит, что он Богом принят, повинуется Божьим предписаниям и подражает святости Христа, а не греху Адама.
|
|
Исходной точкой Августина является совершенно противоположный взгляд на природное положение человека. Он рассматривает природного человека как совершенно испорченного и полностью неспособного к духовному добру. Он также говорит о благодати в объективном смысле, она состоит из Писания, крещения, прощения грехов и так далее, но он понимает, что этого недостаточно и что грешный человек нуждается во внутренней, духовной благодати, сверхъестественном влиянии Духа Божьего, которыми ум просвещается и воля склоняется к святости. Эта благодать, которая является плодом предопределения, свободно раздается в соответствии с владычественным желанием Бога, как Ему угодно, а не в соответствии с какими-либо заслугами человека. Это дар Божий, предшествующий всем человеческим заслугам. Он обновляет сердце, просвещает ум, склоняет волю, производит веру и делает человека способным делать духовное добро. До того как человек обновится, действие благодати является строго монергическим. Одно время Августин думал, что верить — это во власти человека, но был научен другому Павлом в 1 Кор. 4,7. Он делает различие между благодатью действующей и содействующей. Первая «идет перед человеком нежелающим, чтобы он мог желать». Вторая «следует за ним, когда он желает, чтобы он не желал напрасно». Этой благодати невозможно противиться, не в том смысле, чтобы она принуждала человека против его воли, но в смысле, что она неизбежно обновляет сердце, так что воля добровольно, охотно выбирает правильное. Человек получает первые благословения благодати через крещение, а именно — возрождение, или начальное обновление сердца, и прощение грехов. Оба этих благословения можно потерять; фактически, ни одного из них не удержать, если не будет получена также благодать настойчивости.
|
|
Огромное значение придается вере, обозначающей начало христианской жизни и как источнику всех добрых дел. Августин понимает веру, прежде всего, как интеллектуальное согласие с истиной, хотя в некоторых высказываниях он поднимается до высшей концепции. Он различает веру вообще и веру христианскую, веру Христу и веру во Христа. Во Христа верят только тогда, когда любят Его и сосредоточивают всю надежду на Нем. Христианская вера — это вера, действующая любовью. Его концепция веры еще не учитывает великого значения детской веры, как доверия Христу, упования на Него, являющейся венцом спасающей веры. Он рассматривает веру, как действующую в оправдании грешника, потому что он говорит, что человек оправдывается верой, т. е. получает оправдание верой. Но он не видит оправдания в его прямом смысле. Хотя оно включает в себя прощение грехов, оно не является его главным элементом. В оправдании Бог не просто объявляет грешника праведным, но делает его таковым, изменяя его внутреннюю природу. Ему не удается ясно различать оправдание и освящение, и он фактически вводит второе в первое. Заметной чертой доктринальной системы Августина является то, что он все относит на счет Божией благодати.
|
|
Полупелагианцы заняли среднюю позицию, отрицая полную неспособность человека делать духовное добро, но признавая его неспособность совершать действительно спасающие дела, без помощи Божественной Милости. Она освещает ум и поддерживает волю, но всегда так, что свободная воля человека не компрометируется. Фактически, обе (и благодать, и воля) сотрудничают в деле искупления. Хотя благодать Божия универсальна и назначена для всех, она становится эффективной в жизни тех, которые верно используют свою свободную волю. Строго говоря, именно воля человека определяет результат. От человека зависит верить и продолжать жить в вере, а благодать нужна только для укрепления веры. Не существует благодати, которой нельзя было бы сопротивляться. Пелагианство было осуждено на Синоде в Карфагене, Собором в Эфесе и снова Синодом Оранжа, который отверг также и полупелагианство; и можно сказать, что августинианство восторжествовало в Церкви.
|
|
Это не значит, однако, что доктрина Августина не подверглась некоторым изменениям. Учение этого великого Отца Церкви само содержало некоторые элементы, которые были в конфликте с идеей абсолютной зависимости человека от благодати Божией и указывали в направлении церемониализма (обрядовости) и праведности по делам. Нужно отметить следующие моменты:
а) Участие в Божией благодати иногда делается зависимым от Церкви и ее таинств.
б) Считается, что возрождение может быть снова потеряно.
в) Учение об оправдании верой, столь жизненно важное для истинной концепции пути спасения, представляется таким образом, что едва ли может примириться с учением о свободной благодати (даром). Благодать Божия, свободно подаваемая, не состоит в первую очередь в прощении грехов (это фактически второстепенный момент в системе Августина), но в возрождении, во вливании благодати, которая делает человека способным совершать добрые дела и заслужить вечную жизнь. Вера оправдывает не потому, что она присваивает праведность Иисуса Христа, а потому, что она действует любовью. Человек, правда, не имеет заслуг, предшествующих действию благодати и дару веры,
но когда благодать обновления и веры коснулась сердца, то труды действительно имеют свои заслуги. В основном, поэтому благодать просто служит той цели, чтобы сделать возможным для человека еще раз заслужить спасение.
Все эти элементы, конечно, чужды основной линии мысли Августина, но их охотно ухватили некоторые в Церкви и придали значение учениям, которые были более полупелагианскими, чем августинианскими. Была долгая борьба между ними, что обнаружило сильное противление учениям о предопределении, о неспособности человека к духовному добру, о неотразимой благодати. И позиция, в итоге освященная Церковью, была весьма умеренным августинианством. Сиберг говорит: «Учение «только по благодати» было победным, но учение о предопределении было отброшено, неотразимая благодать предопределения была выдворена с поля благодатным таинством крещения. Учение о благодати было тем самым сближено с популярным католицизмом, как это случилось и с превознесением добрых дел, как цели Божественного вдохновения и благодати» («История доктрин», I, стр. 382).
Церковь испытывала сильное влияние учений, противоположных учению о благодати, как источнике всех духовных благословений, и о вере, как принципе, из которого вытекают добрые дела; эти влияния побуждали многих превозносить внешние дела, настаивать на их похвальном характере и подчеркивать их за счет великих субъективных условий спасения. Особенно нужно обратить внимание на следующее:
а) Была тенденция — смешивать веру с ортодоксией при допущении, что верить — это просто значит придерживаться ортодоксального символа веры. Внимание сосредоточивалось на списке доктрин, которые требовали принятия, и отвлекалось от веры, как отношения души к Богу, производящему плоды праведности.
б) Труды милосердия и самодисциплины были в высшей степени похвальными и часто описывались, как настоящий путь дать удовлетворение за грехи верующих.
в) Многие Отцы Церкви отличали Божественные требования от Евангельских советов, из которых первые были абсолютно обязательны для всех христиан, в то время как согласие со вторыми было делом выбора, но приносило большее вознаграждение тем, кто их соблюдал. Это различие было сделано в интересах монашества и стремилось сделать выдающуюся святость — преимуществом класса, который старался соблюдать определенные внешние обряды.
г) Возрастающая практика поклонения святым и зависимость от ходатайств святых, и особенно девы Марии, оказалась вредной для духовных концепций спасения. Она привела к внешней обрядности и упованию на дела человека. За всем этим стояла идея, что у святых были сверхзаслуги, которые они могли просто передать другим.
д) Возрастала тенденция ставить спасение в зависимость от крещения, которое означало вход в Церковь, вне которой нет спасения. На Востоке очень сомневались в возможности спастись без крещения, а на Западе это вообще абсолютно отрицалось. Даже Августин учил, что дети, которые умерли некрещеными, погибали.
Вопросы для дальнейшего изучения
- Почему вере с самого начала уделялось особое внимание?
- Оправдывает ли Писание особое место, отведенное покаянию?
- Согласуется ли патриотическая идея о покаянии с библейской идеей?
- В чем отличие наказания от покаяния?
- Что привело к концепции христианства, как нового закона?
- Как можно объяснить, что веру в первую очередь понимали как интеллектуальное согласие с истиной?
- Связывают ли Ранние Отцы веру с оправданием?
- Есть ли у них правильная (подходящая) концепция об этой связи?
- Рассматривают ли они добрые дела просто как плоды веры или как действия, достойные похвалы?
- Какой у них взгляд на прощение грехов после крещения?
- Что имел в виду Киприан, когда он писал: «Вне Церкви нет спасения»?
- В какой степени Августин видит Божественную благодать, как действующую чисто монергически?
- Считал ли он возрождение верным знаком избрания?
- Считал ли он возможным, что некоторые избранные в итоге погибнут?
Литература
- Means, Faith, An Historical Study, pp. 80-176.
- Scott, The Nicene Theology, Lecture IV.
- Buchanan, The Doctrine of Justification, pp. 77-98.
- Swete, The Forgiveness of Sins, pp. 87-116.
- Bavinck, Gereformeerde Dogmatiek, III, pp. 573-586.
- Wiggers, Augustinianism and Pelagianism, pp. 177-228.
- Often, Manual of the History of Dogmas, I, pp. 89-98, 180-189,368-381.
- Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 125-132, 258-267.
- Crippen, History of Christian Doctrine, pp. 146-153.
- Seeberg, History of Doctrines, I, cf. Index under 'grace', 'faith', 'justification', 'baptism', 'penance', 'good works', and so forth.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!