АРМИНИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИСКУПЛЕНИЕ



 

Этот взгляд сформировался, когда Гроций опубликовал свой труд, и самыми активными богословами, занятыми его разработкой были двое — Курцеллей и Лимборх. Они не приняли схему Гроция, хотя и присоединились к нему в попытке плыть между Сциллой социнианства и Харибдой церковного учения. В согла­сии с реформаторами они основывали необходимость искупления скорее на Божественной природе, чем на интересах морального порядка, хотя им не удалось провести эту идею с логической последовательностью.

Для арминианского взгляда очень характерным яв­ляется представление смерти Христа, как жертвопри­ношения, но в то же время он утверждает, что эта жер­тва не должна рассматриваться ни как уплата долга, ни как полное удовлетворение справедливости. Она скорее является чем-то сопутствующим прощению грехов или обязательным условием его. И в Ветхом Заве­те, и в Новом Бог считает нужным связывать объявле­ние о Своей прощающей милости с предшествующей этому смертью жертвы. Страдания и смерть Христа рассматриваются как кара и суд и являются, поэтому по своей природе наказанием. Это не значит, однако, что Он переносил то, что человек заслужил перено­сить, но только то, что по назначению Бога Его жерт­венная смерть заняла место наказания и как таковая послужила примирению Бога с человеком и обеспечи­ла прощение грехов. Это значит, что смерть Христа не рассматривается как заместительное наказание, кото­рое является точным эквивалентом (взгляд реформа­торов), но как замещение за наказание, которое может быть меньшего значения. О нем говорится, как об удов­летворении благосклонности. В этой точке арминиане вполне согласны с Гроцием.

У них несколько возражений официально приня­той доктрине искупления, самые важные из них следующие:

а) Христос не понес полного наказания за грех, так как Он не перенес вечной смерти, ни во времени, ни в
степени. В Его случае не было ни бесконечных страда­ний, ни абсолютного отчаяния.

б) Если Христос полностью заплатил за грех, то здесь нечего делать Божественной благодати. Если правосудие удовлетворено, то прошение грехов не мо­жет больше быть делом Божественного сострадания.

в) Если Христос дал полное удовлетворение, то Бог не имеет права ни требовать веры и послушания, ни наказывать грешника, если ему не удается слушаться, потому что это несправедливо дважды наказывать за один и тот же грех.

Более того, они рассматривают искупление Христа как общее или универсальное, что значит «искупление за грехи человечества вообще и каждого человека в отдельности». Бог послал Христа в мир, и Христос добровольно предложил Себя с целью спасти каждого че­ловека. Но хотя искупление универсально в Боже­ственном намерении, оно не универсально результатив­но, так как многие погибли. Эта частичная неудача приписывается упорству грешника в его отказе от предложенного искупления и в нарушении Божьего намерения. Эффективное применение искупления за­висит, в конечном счете, от воли грешника, который может расстроить цель Божию и делает это во многих случаях.

В противовес арминианскому заблуждению, Дортский Синод занял такую позицию, что искупление Христа, хотя и совершенно достаточное для спасения всех людей, было тем не менее назначено только для тех, к кому оно было эффективно применено, т.е. другими словами — для избранных. Больше того, Синод ут­верждал, что эффективное применение искупления, в конечном счете, не зависит от решения грешника, но от Божьего определения проявить особую милость. Си­лой Духа Святого искупление Христа делается резуль­тативным в сердцах и жизни всех тех, за кого Христос пролил Свою кровь. Все они спасены, и они обязаны своим спасением исключительно Божьей милости.

 


КОМПРОМИСС ШКОЛЫ САУМУРА

 

Школа Саумура представляет попытку приглушить строгий кальвинизм Дортского Синода и в то же время избежать ошибок арминианства. Это особенно видно в работе Амиральда, он смело учил о гипотети­ческом универсализме, который был разновидностью всеобщего искупления. Бог пожелал в предшествую­щем декрете, что все люди должны быть спасены при условии покаяния и веры в Иисуса Христа. Поэтому Он послал Христа в мир умереть за всех людей. Но видя, что сами по себе люди не покаются и не поверят, Он следующим декретом избрал некоторых, как объект спасительного действия Его благодати. Они и только они действительно спасены.

Результат показал, что эту позицию нельзя удер­жать. Одни из последователей этой школы подчерки­вали первый декрет и общее предложение спасения, основанное на нем, в результате они присоединились к арминианам; другие подчеркивали второй декрет и не­обходимость действенной благодати и, таким образом, вернулись к кальвинизму. Взгляды школы Саумура практически разделялись Довенантом, Калами и осо­бенно Ричардом Бакстером в Англии. Их особенные мнения дали повод к написанию Гельветской Форму­лы Согласия Турретином и Хейдеггером, в которой эти взгляды опровергаются.

 

Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. Согласны ли реформаторы с Ансельмом в том, что искуп­ление абсолютно необходимо?
  2. Каков был взгляд Кальвина на этот вопрос?
  3. Согласны ли с ним реформатские богословы семнадцато­го века?
  4. Основывают ли они необходимость искупления на чести или на правосудии Бога?
  5. Согласны ли лютеранские и реформатские богословы от­носительно протяженности (размера) искупления?
  6. Согласны ли они в своих взглядах на активное послуша­ние Христа?
  7. Какова ваша критика социнианства?
  8. Рассматривал ли Социн Христа как священника во вре­мя Его земной жизни?
  9. В каком смысле он считал, что смерть Христа является средством искупления?
  10. Как Гроций старался избежать социнианской позиции?
  11. Какую критику вы предложили бы для Правительствен­ной теории?
  12. Означает ли универсализм арминиан, что искупление Христа является универсально действенным?
  13. Почему Дортский Синод настаивал на ограниченной при­роде искупления?
  14. На каком основании Пискатор отрицал, что активное по­слушание Христа было частью Его удовлетворения?
  15. В чем слабость позиции Амиральда?

 

Литература

 

  1. Franks, A History of the Doctrine of the Work of Christ, I, pp. 353-444; II, pp. 1-120.
  2. Mackintosh, Historic Theories of the Atonement, pp. 149-187.
  3. Mozley, The Doctrine of the Atonement, pp. 141-158.
  4. Cunningham, Historical Theology, II, pp. 237-370.
  5. Seeberg, History of Doctrines, cf. Index.
  6. Shedd, History of Christian Doctrines, II, pp. 348-386.
  7. Sheldon, History of Christian Doctrines, II, pp. 138-152.
  8. Fisher, History of Christian Doctrines, pp. 317-325, 337-346.
  9. Orr, Progress of Dogma, pp. 236-239.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!