II. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ ОТ АНСЕЛЬМА ДО РЕФОРМАЦИИ



 

Богословские дискуссии в те пять веков, которые прошли между Григорием Великим и Ансельмом, были такого рода, что они не внесли ничего существенного в развитие доктрины об искуплении. С Ансельма нача­лось систематическое ее изучение. Он открывает но­вую эру в истории этого учения.

 

ДОКТРИНА ОБ ИСКУПЛЕНИИ У АНСЕЛЬМА

 

Ансельм Кентерберийский сделал первую попытку гармоничного и последовательного представления учения об искуплении. Его труд «Почему Бог стал человеком» — это эпохальная книга, шедевр богословского знания, в которой автор сочетает метафизическую глуби­ну с ясностью изложения. Начало этого труда свиде­тельствует о том факте, что во времена его написания многие умы были заняты вопросом о природе и необхо­димости искупления. Оно также указывает, что к про­блеме искупления приближались в основном с христологической стороны, как к вопросу, касающемуся необхо­димости воплощения. В то время было поднято несколь­ко вопросов, подобных следующим: разве не мог Бог спа­сти людей просто действием Своего Всемогущества столь же легко, как Он сотворил мир? Разве не мог Он, милос­тивый Бог, просто простить грехи человека, не требуя удовлетворения? И если необходим был Посредник, то почему Он выбрал Своего единородного Сына для этого труда, а не какое-либо другое мыслящее существо? Когда признали воплощение Христа, то почувствовали, что такое событие может найти себе объяснение только в громадной необходимости. Вопрос, касающийся вопло­щения, объясняет заглавие книги Ансельма.

Альфа и омега позиции Ансельма — это абсолют­ная необходимость искупления для спасения человека. Он намеренно отвергает, как неудовлетворительную, те­орию рекапитуляции теории уплаты выкупа сатане и идею, что смерть Христа была просто проявлением люб­ви Бога к человеку, так как они не объясняют необходи­мости искупления адекватно. По его мнению, абсолют­ная необходимость искупительной жертвы Иисуса Хри­ста должна корениться в постоянном и необходимом качестве Божественной природы. Он находит оконча­тельную (последнюю) основу для этого в чести Бога.

Точную позицию Ансельма можно понять только в свете его концепции греха и удовлетворения. Как тво­рение Бога, человек должен абсолютно и полностью подчиняться его Божественной воле, и когда он отка­зался делать это в качестве революционного акта, он обесчестил Бога и таким образом оказался в долгу. Бог был обокраден в своей чести, и это должно быть как-то восстановлено. Его милость не может просто не обращать внимания на грех, потому что это было бы неправильно и несправедливо. Существовало два и только два пути, которыми Божественная честь была бы реабилитирована, и именно — наказание или удов­летворение. Бог не пошел по пути наказания, потому что это было бы разрушительно для человечества и сама его цель была бы разбита. Он избрал путь удов­летворения, который бы включал в себя две вещи:

а) Чтобы человек оказал теперь Богу доброволь­ное повиновение, которое он Ему должен, и

б) чтобы он исправил то оскорбление, которое он нанес Богу, заплатив что-то больше, сверх действительного долга. Но так как даже малейший грех, совершенный против бесконечного Бога, перевешивает весь мир и все, что не есть Бог, а возмещение должно быть соот­ветственным, то из этого следует то, что это за предела­ми власти человека. Дар, — а Ансельм смотрит на удовлетворение, как скорее на дар, чем наказание, — превосходящий все, что не есть Бог, может быть только Бог. Только Бог смог бы внести настоящие репарации (возмещения), и Его Милость побудила Его сделать это через дар Своего Сына. Недостаточно, чтобы со­вершающий удовлетворение был бы Богом; Он дол­жен быть также и человеком, одним из человеческой расы, которая сделала этот долг греха, но человеком без греха, который Сам не был бы обременен долгом. Только Богочеловек мог удовлетворить этим требова­ниям и таким образом оказать должное чести Бога.

Для Богочеловека было необходимо оказать пови­новение, которое человек не смог оказать Богу. Но это не было достаточно, чтобы поддержать честь Бога, по­тому что, делая это, Он не делал ничего свыше своего долга, как человек, и это не могло быть заслугой с его стороны. Однако, как безгрешное существо, Он обязан страдать и умереть. Это было с его стороны совершен­но добровольно, и, подчиняясь жестоким страданиям и позорной смерти в верном исполнении Своего долга перед Отцом, Он принес бесконечную славу Богу. Это был труд, который превысил все требования долга, вы­полнил излишнее и который мог быть приложен воз­растать для пользы человечества и который намного перевесил недостатки греха. Справедливость требова­ла, чтобы такой добровольный дар был вознагражден. Но нет ничего, что Отец может дать Сыну, потому что Он ни в чем не нуждается. Поэтому вознаграждение идет для пользы человека и принимает форму проще­ния грехов и будущей благословенности для всех тех, кто живет по заповедям Евангелия.

Теория Ансельма является важным продвижением в развитии теории искупления. Ее реальная ценность заключается в том факте, что она устанавливает объективный характер искупления и основывает его необхо­димость на неизменяющейся природе Бога, что делает невозможным, чтобы нарушение Его чести осталось без­наказанным. Она, однако, несовершенна, если ее сравни­вать с более поздним учением об искуплении как заме­стительном несении кары по нескольким пунктам:

а) Эта доктрина ошибочно представляет наказа­ние и удовлетворение, как альтернативы, из которых Бог мог выбирать.

б) В ней нет места для идеи, что в Своих страдани­ях Христос понес наказание за грех, так как она рас­сматривает страдания Христа как добровольную дань в честь Бога, сверхдостаточную заслугу, которая послужила компенсации недостатков других. Это в дей­ствительности Римская Католическая идея о епитимье, приложенная к труду Христа.

в) Она непоследовательна, так как начинает с прин­ципа «частного закона» или обычая, в соответствии с которым оскорбленная партия может требовать како­го только им вздумается подходящего удовлетворения, а затем, чтобы установить абсолютную необходимость искупления, переходит к точке зрения общественного закона.

г) Она односторонняя, основывает спасение исклю­чительно на смерти Христа, отрицая искупительное значение Его жизни.

д) И она представляет приложение заслуг Христа грешнику, как чисто внешнюю передачу. Нет и намека на мистический союз Христа и верующих.

 

ТЕОРИЯ АБЕЛЯРА ОБ ИСКУПЛЕНИИ

 

Теория Абеляра имеет мало общего с теорией Ансельма, кроме отрицания, что цена была заплачена са­тане. Смерть Христа не рассматривается как выкуп, даже как выкуп, предложенный Богу. Абеляр отвер­гает взгляд Ансельма, что Бог был примирен смертью Своего Сына. Бог не мог иметь такое удовольствие (удовлетворение) в смерти Своего Единородного Сына, чтобы сделать ее основой для прощения грехов. Больше того, такого основания и не требовалось, так как Бог есть любовь и совершенно готов прощать, не­зависимо ни от какого «удовлетворения». Все, чего Он требует, это покаяния грешника; и Он готов и даже ревностен прощать кающегося. В то же время можно сказать, что мы были оправданы и примирены с Богом кровью Христа. Христос открыл любовь Бога, вос­приняв нашу природу и будучи настойчивым учите­лем и примером даже до смерти. Эта великая любовь зовет и пробуждает ответную любовь в сердце греш­ника, и это и есть основание для прощения грехов (Лк. 7:47). Новопробужденная любовь спасает нас, освобождая нас от власти греха и ведя нас в свободу сыновей Божьих, так что мы повинуемся Богу свобод­но, по любви. Таким образом, прощение грехов — это прямой результат любви, зажженной в наших серд­цах, и только косвенно — это результат (плод) смер­ти Христа.

Эта теория поставила Абеляра в трудное положе­ние в связи с общим учением о прощении грехов через крещение. Если любовь, которая зажглась в наших сер­дцах смертью Христа, оправдывает нас, почему тогда все еще необходимо крещение для спасения? На этот вопрос Абеляр отвечает, что если крещение или муче­ничество не следует за этой загоревшейся любовью, то нужно сделать вывод, что здесь не хватало настойчи­вости. Это значит, что отпущение грехов не происхо­дит, пока не совершается крещение, даже если любовь загорелась прежде. Особенно в случае с детьми Абе­ляр должен был признать, что отпущение грехов было независимо от любви в сердце. Луфс справедливо за­мечает, что новый взгляд Абеляра не мог быть поддер­жан без больших изменений, чем он готов был сделать. Возможно, именно благодаря этому факту, он иногда говорит о Христе, как понесшем наши грехи, и о Его смерти, как жертве за грех.

В отличие от доктрины Ансельма об искуплении, эта теория Абеляра насквозь субъективна. В ней очень не хватает той моральной глубины и внутренней связи, которые столь характерны для точки зрения Ансель­ма. Теория Абеляра — это типичный представитель того, что сегодня называют моральной теорией или те­орией морального влияния в отношении к искуплению. Она развивается на основании ложного принципа, что любовь является центральным и все контролирующим качеством Бога, и не обращает внимание на требова­ния Его справедливости и святости. Больше того, та­кая теория не доставляет соответствующей причины для страданий Христа. Если Бог мог бы простить гре­хи, не требуя удовлетворения, почему Он отдал Своего Сына на горькие страдания и позорную смерть? Не было ли это весьма сомнительным проявлением (от­кровением) любви, если Он мог бы пробудить любовь грешника многими другими путями? Эта теория ли­шает страдания Христа их спасительного значения и сводит Его к роли просто учителя нравственности, Который влияет на людей Своим учением и Своим примером.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!