I. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ ДО АНСЕЛЬМА



 

ГРЕЧЕСКАЯ ПАТРИСТИКА

 

Апостольские Отцы о труде Христа говорили в общих чертах, обычно в терминах Писания. Самое значительное утверждение находится в Послании Диогнету. Оно соединяет идеи о человеческом грехе, как заслуживающем наказания, о Боге, как отдающем Сво­его Сына в выкуп за грех и в результате о покрытии греха праведностью Христа. У апологетов нет почти ничего, касающегося этого вопроса. В той степени, в какой Христос представлен как Искупитель, это обыч­но Искупитель от власти дьявола. В гностических си­стемах искупление, совершенное Христом, — это ис­купление из царства тьмы, мира материи. У Маркиона смерть Христа — это цена, за которую Бог любви ис­купил людей от творца этого мира (Демиурга).

Ириней, который стоит на полпути между Востоком и Западом, согласен с апологетами в том, чтобы рассматривать человека как порабощенного силами тьмы, и смотрит на искупление частично как избавле­ние от власти сатаны, хотя он и не рассматривает это как удовлетворение, сделанное сатане. Его идея, ско­рее, состоит в том, что смерть Христа удовлетворила справедливость Бога и таким образом освобождает человека. В то же время он придает огромное значе­ние теории рекапитуляции, идее, «что Христос сумми­рует в себе все этапы человеческой жизни и все опыты (переживания) на этих этапах, включая те, которые принадлежат нашему состоянию, как грешников» (Орр). Своим воплощением и человеческой жизнью Он таким образом меняет курс, по которому Адам сво­им грехом повел человечество, и становится новой зак­ваской в жизни человечества. Он сообщает бессмертие тем, кто соединен в Ним верой и производит в их жиз­нях нравственное изменение, и своим послушанием компенсирует непослушание Адама.

В Александрийской школе мы находим несколько представлений. В одной из своих второстепенных работ Климент Александрийский представляет смерть Христа как уплату человеческого долга и как выкуп; но в своих главных трудах он больше подчеркивает мысль, что Христос, как Учитель, спасает людей, наде­ляя их истинным знанием и вдохновляя их к жизни любви и истинной праведности. Ориген представляет несколько различных взглядов, не соединяя их в еди­ное целое. Христос спасает, обожествляя человеческую природу через воплощение; подавая высший пример самопожертвования, таким образом вдохновляя дру­гих на подобную жертву; полагая Свою жизнь, как жертву, для искупления греха; и спасая людей от вла­сти сатаны. В связи с идеей спасения людей от власти дьявола, Ориген вводит новую идею, а именно, что са­тана был обманут при обмене. Христос предложил Себя как выкуп сатане, и сатана принял выкуп, не со­знавая, что он не сможет удержать Христа из-за его Божественной власти и святости. Сатана проглотил приманку Христовой Человечности и был пойман на крючок Его Божественностью. Таким образом, души всех людей — даже тех, кто в аду, — были освобож­дены от власти сатаны.

Первый систематический трактат о труде искупления принадлежит Афанасию — «О воплощении». Этот труд также содержит несколько различных идей. Логос воплотился, чтобы восстановить для человека ис­тинное знание Бога, знание, потерянное через грех.

Воплощенный Логос представлен также как замести­тель человека, который платит свой долг за него, пере­нося наказание греха. Необходимость этого удовлет­ворения основана скорее на правдивости Бога, чем на его справедливости. Не говорится, что цена уплачена сатане. Однако идея Иринея, что Логос воспринял плоть, чтобы обожить ее и обессмертить, здесь особенно выделяется. В то же время представление Афанасия отличается от утверждений Иринея по двум вопросам:

а) Воплощение более непосредственно связано со смертью и воскресением Христа в процессе спасения;

б) Подчеркивается в этом процессе более этический, чем физический элемент. Христос Своим словом и примером воздействует на сердца людей.

Истинными наследниками Афанасия являются трое каппадокийцев. Вклад Василия в учение об искуплении невелик. Его младший брат, Григорий Нисский, сделал гораздо больше как автор второго важного систематического трактата о труде Христа, «Великий катехизис». Он повторяет идею об обманутом сатане и оправдывает обмен на двух основаниях: а) обманщик просто получил должное, когда он был обманут, в свою очередь и б) сатана сам получает прибыль (пользу) от этого в конце, так как в итоге он будет спасен. Сквозная мысль, лежащая в основе «Великого катехизиса», — это за­имствованная у Афанасия идея о том, что в воплощении Бог соединился с нашей природой, чтобы освободить ее от смерти. Указывается, однако, что не столько смерть, но и грех были разрушены. Григорий Назианзин отвер­гает с насмешкой и возмущением идею о выкупе, запла­ченном сатане. Но он также отвергает идею, что Бог Отец требовал выкупа. В остальном он фактически по­вторяет учение Афанасия. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский подчеркивают огромную ценность смерти Христа. Главный вклад последнего — это его ударение на бесконечной ценности смерти Христа как смерти Божественной Личности. Баур считает, что у него мы имеем практически полную концепцию удов­летворения (сатисфакции), кроме разве ясно выражен­ного соотнесения этого удовлетворения с Богом и Божественной праведностью.

Греческая патристика имеет свою кульминацию в Иоанне Дамаскине. Он собирает предыдущие мысли о труде Христа, но не добавляет от себя ничего существенного. Суммируя развитие этих взглядов, можно сказать, что учение о труде Христа в греческом бого­словии является в двух аспектах:

а) С одной стороны, спасение рассматривается как прямой результат воплощения, как новое Божественное откровение, данное человеку или же (вместе со смертью Христа и его воскресением) сообщающее новую жизнь человечеству.

б) С другой стороны, оно рассматривается как ре­зультат выполнения определенных объективных усло­вий, таких, как жертва Богу или удовлетворения Боже­ственной справедливости, или как выкуп, заплаченный сатане. Если бы нам нужно было назвать какие-либо теории, характерные для периода патристики, мы бы ука­зали на то, что Макинтош называет «великой и всем понятной (популярной) экзотерической доктриной искупления в Греческой Церкви», т. е. доктриной о выкупе, заплаченном дьяволу, и на то, что он выражает слова­ми «тайная эзотерическая теория рекапитуляции».

 

В ЛАТИНСКОЙ ПАТРИСТИКЕ

 

Хотя учение о труде Христа в латинской патристике имеет точки соприкосновения с ранним греческим богословием, все же даже в этот ранний период начинают возникать важные различия. Отчетливо латинс­кий тип богословия начинается с Тертуллиана. В ка­кой-то степени он принимает теорию рекапитуляции Иринея, но понимает, что воплощение действует на че­ловечество преимущественно через заповедь (правило) и пример. Однако вся эта идея оказывается на заднем плане. Он гораздо больше, чем Ириней, подчер­кивает центральное значение смерти Христа на кресте, рассматривая ее как кульминацию миссии Христа и действительную цель ее. Нельзя сказать, чтобы он да­леко ушел от Иринея в определенной формулировке доктрины о смерти Христа. Его реальное значение зак­лючается в том, что он ввел несколько юридических терминов в богословие, такие, как «вина», «удовлетво­рение», «заслуга (достоинство)» и т.д., которым будет назначено играть важную роль в богословском разви­тии учения о труде Христа. Нужно, однако, отметить, что он не прилагал этих терминов к жертвенному тру­ду Христа, но к покаянию и добрым делам, которые должны следовать за грехами, совершенными после крещения. Он положил основание для развития уче­ния о наказании в Римской Католической Церкви.

От Тертуллиана мы переходим к Иларию из Пуатье и Амвросию, которые переводили греческую мысль для Запада. Первый представляет больше, чем кто - либо другой, греческую концепцию о восстановлении человечества посредством Воплощения. Но это не ме­шает ему приписывать самое большое значение смер­ти Христа. В отличие от Тертуллиана он даже рас­сматривает ее как удовлетворение, сделанное Богу. Христос умер добровольно, чтобы удовлетворить необ­ходимость кары. Он выводит необходимость этого удовлетворения, как Афанасий, скорее из правдивости, чем справедливости Бога. Амвросий тоже разделяет взгляд Иринея и в дополнение повторяет идею Оригена, что Христос заплатил выкуп сатане и использовал обман его. В то же время он сильно подчеркивает факт, что смерть Христа была жертвой Богу, и он рассматри­вает эту жертву как удовлетворение Божественного смертного приговора над грешным человечеством. Однако он не объясняет, почему эта жертва была необ­ходима.

Мы, естественно, склонны ожидать, что Августин, величайший Отец Церкви на Западе, добавил много, материально и формально, к учению о труде Христа. Но это не так; его главные достижения находятся в другой об­ласти. Суммируя сам для себя предыдущее развитие, он представляет несколько взглядов. Есть идея обожения человеческой природы через Воплощение, хотя только в этическом смысле; есть также идея, что сатана предъяв­лял свои требования на человека, эта идея, однако, до­полнена тем, что требование сатаны было аннулировано смертью Христа. Но в своем главном направлении мыс­ли Августин далеко отстоит от греческого богословия. И его предположения, и его заключения совершенно другие. Главные идеи — это идеи первородного греха, оправдания по благодати и примирения через жертву Христа. Новый, западный тип мышления утверждает себя, и мы обнаруживаем себя в кругу идей апостола Павла. Человек рассматривается как подлежащий гне­ву Божьему и жертва Христа, — как умиротворяющая этот гнев и примиряющая человека с Богом. Августин не выработал эти мысли в законченную систему; его утверждениям не хватает той прекрасно сформулиро­ванной теории искупления, которая есть у Ансельма. Он не делает резкого различия между юридической и обновляющей сторонами искупления. Оправдание за­частую покоится не на удалении вины греха Иисусом Христом, но на освящающем влиянии Святого Духа. И снова он иногда учит, что, хотя искупление, совершенное Христом, было самым подходящим способом спасения, Бог мог бы спасти грешников каким-нибудь другим пу­тем, делая, таким образом, искупление только относи­тельно необходимым. В действительности это означает, что Божия власть могла пойти против Его мудрости.

Из богословов, наиболее сильно находящихся под влиянием Августина, одного нужно отметить особо — это Григорий Великий. Его произведения содержат отрывок, который был назван «самым полным синтезом латинского богословия об искуплении». Его мысли со­стоят в следующем: человек добровольно попал под власть греха и смерти, и только жертва может изгла­дить такой грех. Но где можно найти такую жертву? Животное не может служить этой цели; только человек смог бы, и однако, нет человека без греха. Поэтому Сын Божий воплотился, усвоив Себе нашу природу, но не нашу греховность. Безгрешный стал жертвой за нас, жертвой, которая могла умереть по причине Своей че­ловечности, и могла очистить по причине Своей пра­ведности. Он заплатил за нас долг смерти, которой Он не заслужил, чтобы смерть, которую мы заслужили, не повредила бы нам. Это утверждение Григория можно рассматривать как заметное продвижение в развитии учения об искуплении.

 

Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. В каких моментах философия того времени повлияла на учение о труде Христа?
  2. В каком смысле Ранние Отцы говорили об обожении че­ловеческой природы?
  3. Как понимать то, что человек становится бессмертным, благодаря труду Христа?
  4. Есть ли какая-нибудь библейская основа для теории Иринея о рекапитуляции?
  5. Является ли идея, что воплощение спасает человека, в основном происходящей от Иоанна?
  6. Имеет ли Ориген такую же концепцию обожения, что и Ириней?
  7. Как мы можем объяснить происхождение идеи, что вы­куп должен был быть заплачен сатане?
  8. Понимали ли все Ранние Отцы спасение через воплоще­ние одним образом?
  9. Было ли у них ясное понимание смерти Христа, как удов­летворяющей справедливость (правосудие) Бога?
  10. Как Тертуллиан применяет понятия вины, удовлетворе­ния и заслуги?
  11. Какие идеи апостола Павла мы встречаем у Августина?
  12. Как понимал искупление Григорий Великий?

 

Литература

 

  1. Franks, A History of the Doctrine of the Work of Christ I pp. 34-140.
  2. Scott, The Nicene Theology, pp. 219-245.
  3. Fairweather, Origen and Greek Patristic Theology.
  4. Morgan, The Importance of Tertullian in the Development of Christian Dogma.
  5. Mozley, The Doctrine of the Atonement, pp. 94-125.
  6. Mackintosh, Historic Theories of the Atonement, pp 80-116.
  7. Thomasius, Dogmengeschichte, I, pp. 379-395.
  8. Shedd, History of Christian Doctrine, II, pp. 203-272.
  9. Sheldon, History of Christian Doctrine, I, pp. 115-125, 251-258.
  10. Orr, Progress of Dogma, pp. 209-220.
  11. Histories of Harnack, Seeberg, Loofs, Neander, Fisher, cf. Index.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!