О связи со свободной волей человека



 

Ионафан Эдвардс как-то слишком подчеркивал обусловленный характер воли и таким образом подверг себя обвинению в детерминизме. Он был совершенно прав, однако, подчеркивая факт, что свобода имеет свои законы, известные Богу, и что ввиду этого она совершенно согласуется с несомненностью. Человек, такой, каким он был создан Богом, обладал нрав­ственной свободой и до сих пор ею обладает; и именно использованием этой свободы он и привел грех в мир. Он также обладал реальной свободой, однако по пер­воначальному устройству его природы его воля была определена в направлении добра и святости. Эту на­стоящую свободу он потерял через грех. Позднейшие богословы Новой Англии подчеркивали факт, что воз­можность противоположного выбора должна быть пре­дусмотрена в свободном и ответственном нравствен­ном существе. Они приближались к точке зрения Арминия, но еще подписывались под теорией, что данное предшествие будет сопровождаться данным послед­ствием, что власть менять результат никогда не исполь­зовалась и что Божественное предвидение зависит от этой вариантной, но не необходимой череды следствий и причин (предшествований и последствий).

 

О передаче греха.

 

Эдвардс принял реалистическую теорию. Мы связаны с Адамом, как ветви с деревом, и, следовательно, его грех является также и нашим грехом и вменяется нам, как таковой. Это, впрочем, не только его теория. Она находит большое расположение среди лютеран, защищается такими реформатскими богословами, как Н. Б. Смит и В. Д. Т. Шедд. Некоторые богословы Новой Англии, такие, как Вудс и Тайлер, защищали те­орию Плакеуса об опосредованном вменении. Через свою природную связь с Адамом человек наследует моральную испорченность, и это ему вменяется в вину и делает его заслуживающим осуждения.

 

НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ О ГРЕХЕ

 

А) Философская

 

Некоторые выдающиеся философы восемнадцатого и девятнадцатого веков высказывались о природе и происхождении греха и в известной мере повлияли на богословскую мысль. Лейбниц рассматривал зло мира как нечто скорее метафизическое, чем этическое, счи­тая его простым и естественным результатом необхо­димой ограниченности творения. Кант внес дисгармо­ничную ноту в свое время, постулируя (утверждая, как неизбежное) коренное зло в человеке, основную склон­ность ко злу, которую человек не может искоренить. Она предшествует всем конкретным действиям, но коренится, тем не менее, в автономной воле и потому вле­чет за собой вину. Он не соотносит это «радикальное зло» с тем, что обычно называется первородным гре­хом, потому что он отрицает историческое повествова­ние о происхождении зла, а также идею о физическом его наследовании. Для него грех — это нечто, не под­дающееся объяснению.

Гегель рассматривал грех как необходимый шаг в эволюции человека, как сознающего себя духа. Перво­начальное состояние человека было состояние наивной невинности — состояние, почти похожее на животное, в котором он ничего не знал ни о добре, ни о зле и просто существовал в единении с природой. Это со­стояние, однако, естественное для животных, неесте­ственно для человека, и потому оно не было идеаль­ным. Человеку было назначено выделиться из этого и стать самосознающим духом. Переходу от естествен­ного состояния к моральному способствовало знание. Вкушение от дерева познания привело человека к па­дению из своего состояния райского благословения. С пробуждением жизни самосознания и начала жизни в эгоистическом смысле человек невольно начинает сле­довать своим естественным желаниям и делает новонайденное «Я» центром этого всего, т. е. он становится эгоистичным и потому злым. Однако это состояние всего лишь этап, который он по необходимости должен пройти в своем саморазвитии. Хотя этот эгоизм гре­шен, он не может действительно приписываться чело­веку как вина, пока он добровольно не изберет этого даже после того, как он пробудился к сознанию, что должен подняться выше этого и что эгоист — это не то, чем он должен быть. Борьба с эгоизмом — это путь к добродетели.

 

Б) Богословская

 

Шлейермахер рассматривает грех как неизбежный продукт чувственной природы человека — результат связи души с физическим организмом. Грех там, где телесные аппетиты препятствуют определяющей силе духа исполнять свои собственные функции, и чувствен­ная природа оказывает решающее влияние. Он отри­цает объективную реальность греха, однако и припи­сывает ему только субъективное существование, то есть он рассматривает его как существующего только в на­шем сознании. Чувство греха, сознание борьбы внутри человека возникают только из-за недостаточности со­знания Бога, пока господствует чувственная природа. Бог так устроил, что человек должен приписывать вину этому чувству несовершенства не потому, что это дей­ствительно грех, но чтобы был случай для искупления. «Первоначальный грех» — это просто усвоенная при­вычка, которая была постепенно сформирована, и это теперь является источником всякого действительного греха.

Юлий Мюллер, ученик Канта и представитель «Посреднической школы», написал важную монографию об учении о грехе. Он соглашается с Кантом, рассматривая грех как свободное действие воли в не­повиновении нравственному закону. Он, однако, по­шел дальше Канта в попытке объяснить происхожде­ние греха. Кенигсбергский философ счел невозмож­ным пролить какой-то свет на это. Мюллер увидел, что «радикальное зло», о котором говорил Кант, при­сутствовало в человеке с рождения или, по крайней мере, раньше какого-либо сознательного решения воли, вне которого нет греха. Так как он не мог открыть происхождения греха во времени, он искал его во вневременном или довременном расположении воли. В некотором предсуществовании был сделан выбор, и поэтому человек рожден виновным и испор­ченным. Эта теория исключительно умозрительная и настолько вне всякой возможности ее проверок, что не стала принятой.

Ритчль соглашается с Гегелем, рассматривая грех как разновидность невежества и необходимый этап в нравственном развитии человека. Как Шлейермахер, он считает, что человек знает грех только с точки зре­ния религиозного сознания. Человек должен искать Царствия Божия как высшего добра, но в своем незна­нии совершенного добра делает противоположное. Действительный грех — и это единственный грех, ко­торый Ритчль признает, — это оппозиция Царствию Божьему. Увеличивающееся знание идеала несет с собой сознание греха, который человек сам себе вменя­ет в вину. В действительности, однако, как говорит Орр, «вина, связанная с этими действиями, есть всего лишь чувство в собственном сознании грешника, отделяю­щее его от Бога, чувство, которое откровение Божией отцовской любви в Евангелии помогает ему преодо­леть» («Христианский взгляд на Бога и мир», стр. 179). Бог не вменяет грех, как вину, из-за невеже­ства, в котором мы сейчас живем. Это чистое вообра­жение — думать, что Бог гневается на грешника.

Теннант в своих Хулсеанских лекциях о «Происхождении и распространении греха» развивает уче­ние о грехе с точки зрения теории эволюции. Он от­рицает, что импульсы, желания и качества, которые человек унаследовал от животных, можно называть греховными. Они составляют только «материал» гре­ха и не становятся действительным грехом, пока им не потворствуют в противность этическим утвержде­ниям. В процессе своего развития человек постепен­но стал этическим существом с нерешительной волей (Теннант не объясняет, как возможна такая воля в существе, подчиненном закону эволюции), и эта воля является единственной причиной греха. Грех опреде­ляется как «деятельность воли, выраженная в мысли, слове или деле, противоположная совести индивида, его пониманию добра и зла, его знанию нравственного закона и воле Божией». По мере развития расы ее этические стандарты становятся более требовательны­ми, и ужас греха возрастает. Теннант признает уни­версальность греха и допускает, что наша природа и окружение — такого рода, что они делают осуществ­ление нашего лучшего «Я» — «невероятно трудным делом».

 


Вопросы для дальнейшего изучения

 

  1. Какие выдвигались теории о происхождении человечес­кой души?
  2. В каких кругах признавался традуцианизм?
  3. Почему реформатские церкви принимали креационизм?
  4. Использовалась ли обычно идея завета для объяснения передачи греха?
  5. Где вы встречаетесь с реалистическим объяснением?
  6. Какие противоположные мнения мы встречаем в Новой Англии о связи Бога с падением?
  7. Можем ли мы признать грех необходимостью в челове­ческой жизни и, однако, отстаивать человеческую ответ­ственность?
  8. Какие существуют возражения взгляду, что вина греха — это просто вопрос нашего субъективного сознания?
  9. Допускает ли учение об эволюции грехопадение чело­века?
  10. Может ли оно найти место для греха как вины?

 

Литература

 

  1. Girardeau, Calvinism and Evangelical Arminianism.
  2. Boardman, New England Theology, pp. 61-130.
  3. Foster, History of New England Theology, cf. Index.
  4. Taylor, Moral Government, I, pp. 302-325.
  5. Mackintosh, Christianity and Sin, pp. 119-147.
  6. Moxon, The Doctrine of Sin, pp. 176-219.
  7. Orchard, Modern Theories of Sin, pp. 30-46, 49-58, 65- 88, 94-103.
  8. Tennant, The Origin and Propagation of Sin, especially Lecture III.
  9. Sheldon, History of Christian Doctrine, II, pp. 324-347.
  10. Fisher, History of Christian Doctrine, pp. 381-423, 502- 528.

 


ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ, ИЛИ О ТРУДЕ ХРИСТА

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!