V. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ



 

Нет необходимости пространно обсуждать антро­пологию после реформационного периода. Там не было споров, которые выдвинули бы новые идеи, и не было Синодов или Соборов, которые сформулировали бы новые догмы. Однако, может быть, полезно отме­тить пару расхождений с учением Реформации и ко­ротко описать самые важные теории о грехе, которые выдвигались отдельными богословами в течение пос­ледних двух столетий.

 

ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ВЗГЛЯДЫ

 

Два из них особенно заслуживают рассмотрения.

 

А) Модификация арминианского взгляда в веслейском арминианстве

 

Хорошо известен факт, что сам Арминий не отхо­дил так далеко от истин Писания и от учений рефор­маторов, как это сделали его последователи во време­на Дортского Синода. Моисей Стюарт даже считал возможным доказать, что Арминий не был арминианцем. И вот веслейское арминианство, возникшее в се­редине восемнадцатого века, признает свое родство скорее с самим Арминием, чем с позднейшим арминианством, хотя в некоторых отношениях отличается даже от Арминия. «Его богословие, — говорит Шелдон, — было образовано теплым евангельским благочестием и несет на себе отпечаток одновременно и глубокого чувства зависимости от Бога, и серьезного, практического уважения к человеческой свободе и от­ветственности» («История христианской доктрины», II, стр. 263).

 

Оно отличается от доктрины о грехе и благодати ранних арминиан в следующих вопросах:

 

1) оно подчеркивает тот факт, что первородный грех — это не просто болезнь или осквернение человеческой природы, что не может быть названо грехом в собственном смысле этого слова, но это действительно и по-настоя­щему грех, и он делает человека виновным в очах Бо­жьих. Вина Адамова греха действительно вменяется его потомкам. Но в то же время оно утверждает, что этот первородный грех был, вычеркнут оправданием всех людей во Христе. Это означает, что идея перво­родного греха в этой системе занимает лишь теорети­ческое место, так как его аннулирование является од­ной из выгод искупления.

 

2) Оно отрицает, что человек, каков он есть по природе, имеет способность каким бы то ни было образом сотрудничать с благодатью Бога и признает его полную моральную испорченность, так что он абсолютно зависим от благодати Божией для своего спасения. Но в то же время оно считает, что нет ни одного человека в таком состоянии неспособности. В виду универсального искупительного отношения через Христа Бог милостиво наделяет каждого человека до­статочной для него благодатью, делающей его способ­ным обратиться к Богу в вере и раскаянии. Первона­чальные арминиане считали, что это простая справед­ливость, что Бог должен таким образом дать возмож­ность людям верить и покаяться, так как они не могут считаться ответственными без некоторой духовной способности. Веслейские арминиане, однако, рассмат­ривали это как дело свободной благодати со стороны Бога.

 

Б) Модификация реформатских взглядов в Новой Англии (северо-восточные штаты США)

 

Антропология богословов Новой Англии в некото­рых отношениях отличается от антропологии рефор­маторов и реформатских церквей вообще. Самые важ­ные отличия следующие:

 

Об отношении Божьей воли к падению человека.

 

Ионафан Эдвардс, касаясь отношения Божьей воли к падению человека, полностью отбросил мысль действенности Бога в связи с падением человека и использовал обычную кальвинистскую фразеологию. Но некоторые из его последователей были не столь вни­мательны и либо подразумевали, либо прямо утверж­дали, что существуют Божественные действия в связи с появлением зла. Хопкинс, кажется, имеет это в виду в некоторых своих утверждениях, а Эммонс учит этому открыто. В позднейшем богословии Новой Англии и Нью Хевена, представленного такими богословами, как Тимоти Дуайт и Н. В. Тейлор, была сильная тенден­ция уменьшить эту Божественную связь к вхождению греха в мир до самого низшего из возможных уровней, еще согласующегося со всеобъемлющим провидением. Общий взгляд, похоже, тот, что Божье решение создать моральную вселенную, естественно, включало сотворе­ние свободных носителей этой морали с властью про­тивоположного выбора и, таким образом, делало грех возможным, но едва ли несомненным. В то же время грех рассматривался как «необходимо случайный в лучшей системе».

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!