III. ДОКТРИНА ИСКУПЛЕНИЯ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ



 

Доктрина искупления не была предметом споров между реформаторами и Римской Католической Цер­ковью. И те, и другие рассматривали смерть Христа как бесконечно ценное удовлетворение. Их различия преимущественно касались субъективного применения труда Христа. Однако было различие в ударениях, даже в связи с искуплением. Реформаторы продвига­лись по определенным линиям в основательном согла­сии с Ансельмом, хотя и отличаясь от него в деталях, в то время как Римская Католическая Церковь отража­ла неопределенность и неуверенность эры схоластики, хотя в основном соглашаясь с Фомой Аквинским.

 

РЕФОРМАТОРЫ УЛУЧШАЮТ ДОКТРИНУ АНСЕЛЬМА

 

Между реформаторами и Ансельмом есть согласие по существу. И те, и другие утверждают объективную природу искупления и рассматривают его, как необходимое. Они различаются, однако, в истолковании при­роды этой необходимости. Ансельм говорит о ней, как абсолютной, в то время как некоторые реформаторы рассматривают ее, как относительную или гипотетичес­кую. Говоря о требовании, что посредник должен быть и Богом, и человеком, Кальвин пишет: «Если вопро­сить о необходимости внутри (главный вопрос Ансельма), она была не тем, что обычно называют простым и абсолютным, но истекала из Божественного решения, от которого зависело спасение человечества. Что было лучшим для нас, то нам милостивейший Отец и опре­делил» («Наставления», II, 12. 1). Все они, однако, со­глашались, что искупление через страдания и смерть Христа находится наиболее в гармонии с Божествен­ной мудростью и является в высшей степени подходя­щим. И конечно, несправедливо говорить, что Кальвин, как Дуне Скот, делает искупление зависимым от про­извольного решения Бога. Он ничего не знает о нео­пределенной воле Бога, но только о воле, которая опре­делена всей совокупностью Его качеств, и должным образом подчеркивает факт, что искупление во Христе полностью удовлетворяет Божью справедливость.

В некоторых моментах доктрина искупления, как она развита реформаторами, выше доктрины Ансельма. В то время как Ансельм рассматривает грех пре­имущественно как нарушение чести Бога, реформато­ры смотрели на него, прежде всего, как на нарушение закона Божьего и поэтому как скорее на вину, чем на оскорбление. Ансельм смотрит на искупление в смер­ти Христа как на преизобилующий дар Богу, для реа­билитации Его чести, а реформаторы думают о нем как карательной жертве, чтобы удовлетворить справедли­вость Божью. Таким образом, искупление поднято из сферы личных прав в область общественного закона.

Это означает, что реформаторы также отвергли аль­тернативу Ансельма — «удовлетворение или наказа­ние», и указали, что одно не исключает другого, но что удовлетворение, сделанное через жертву Христа, было удовлетворением через наказание. Другими словами, они подчеркивали факт, что страдания Христа были карой (наказанием) и заместительными.

И еще они идут дальше Ансельма в ясном различе­нии активного и пассивного послушания в посредни­ческом труде Христа и в признании первого, как и вто­рого, — частью искупительного труда Христа. Богочеловек удовлетворил требования Божественного пра­восудия не просто своими страданиями и смертью, но также повиновением закону в его федеральном аспек­те. Его искупление состояло не только в компенсации прошлых нарушений, но также и в соблюдении закона как условия завета дел. Как последний Адам, Он сде­лал то, чего не удалось первому Адаму.

Наконец, они также превзошли Ансельма в своей концепции того, каким образом заслуги Христа пере­даются грешникам. Точка зрения Ансельма имела до­вольно внешний и коммерческий характер. Аквинат улучшил это, подчеркивая значение мистического со­юза, как средства передачи благословений спасения тем, кто стоял в живых отношениях с Иисусом Христом. Ему не удалось, однако, уделить должное внимание вос­принимающей активности веры. Реформаторы разде­ляли его мнение относительно великой важности мис­тического союза, но в дополнение обратили внимание на тот сознательный акт человека, которым он присва­ивает праведность Христа — акт веры. Они были очень осторожны, однако, чтобы не представить веру как заслугу для оправдания.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!