СОЦИНИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУПЛЕНИЯ



 

На учение реформаторов была совершена страш­ной силы атака — это учение Социна. Он начал с попытки убрать само основание, на котором она покоилась, а именно, — идею справедливости в Боге, как ее понимали Ансельм и реформаторы. Он отрицает при­сутствие такого правосудия в Боге, «которое требова­ло бы абсолютно и безжалостно, чтобы грех был нака­зан» . Неизменная и постоянная справедливость, кото­рая является характеристикой Бога, — это просто Его моральное беспристрастие и честность (прямота), бла­годаря чему нет нечестия ни в каком Его труде. Пра­восудие, которое обычно так называют и которое противоположно милости, не является качеством, прису­щим Богу, но только результатом Его воли. То же са­мое можно сказать и о милости, которая противопо­ложна правосудию. Это не есть внутреннее качество Бога, но тоже результат Его свободного выбора. Такая милость не удерживает Его, когда Он хочет кого-то наказать, также и правосудие не удерживает Его от прощения того, кого Ему угодно простить, и это все без удовлетворения Его требований.

Центр социнианской критики в том, что он указы­вает на непоследовательность — соединять благодать Бога и заслуги Христа и делать их основой прощения и примирения. Возможно, утверждать одно из двух: или Бог прощает по доброй воле, или Он прощает ради Христа; но вы не можете утверждать и то, и другое одновременно, потому что эти утверждения исключа­ют друг друга. Из двух альтернатив он избирает пер­вую, то есть что Бог прощает свободно. Он также ут­верждает, что, так как вина личностна, заместительность в вопросах наказания невозможна; и что даже если бы это было возможно, то нельзя говорить, что Христос понес точное наказание закона, так как это означало бы, что Он умер как бы многими вечными смертями, сколько есть грешников. И однако, Он не пострадал даже одной бесконечной смертью, но только конечной болью. Более того, Социн утверждает, что идея удовлетворения и идея вменения взаимно друг другу про­тиворечат. Если Христос дал полное удовлетворение, это улаживает вопрос, делая мир свободным. И это несовместимо с тем, чтобы делать использование его плодов зависимыми от Божественного вменения и че­ловеческой веры.

Социн не устает повторять, что прощение грехов — это акт чистой милости, просто на основе покаяния и послушания. Единственными условиями являются пе­чаль о грехах и серьезное желание повиноваться зако­ну. Он понимал, однако, что он должен как-то объяснить уникальное значение Иисуса, чей спасительный труд фактически был исключен его системой. Он го­ворит, что Христос спасает грешников, открывая им путь веры и послушания, как путь к вечной жизни; по­давая им пример истинного послушания и в Своей жизни, и в смерти, и вдохновляя их на такую же жизнь; показывая конкретное послушание как путь жизни в послушании до смерти, за которой последовало Вос­кресение; и одаряя (силою, полученной при воскресе­нии) вечной жизнью всех тех, кто связан с Ним верою. Бог дал Ему эту силу, как вознаграждение за Его по­слушание. Эта теория не устанавливает прямой связи между смертью Христа и спасением грешников. Смерть Христа не искупает наши грехи, также и не побуждает она Бога прощать грех. Прощение грехов зависит исключительно от милости Бога. Но так как Христос получил силу (власть) изливать (дарить) веч­ную жизнь верующим и получил ее немедленно после Своей смерти, Социн считает возможным утверждать, что эта смерть искупает наши грехи.

Социнианское учение есть в действительности нечто иное, как стряпня из нескольких ересей, осужденных Ранней Церковью: оживления древнего пелагианства с его верой во внутреннее добро человека и его духовную способность; старой теории адопцианства, делающей Христа в Его человеческой природе Сыном Божьим по усыновлению; теории морального влияния, об искуплении, с ударением на примерную жизнь Христа; и теории Скота о произвольных реше­ниях Бога. Социнианство не встретило благосклон­ности даже среди тех, кто противостоял карательно-заместительной доктрине искупления. И это не уди­вительно ввиду того, что оно насквозь рационалис­тично, являясь просто абстрактной игрой человечес­кой логики, которой не удается вполне отдать долж­ное фактам, открытым в Слове Божьем и пережитым в жизни искупленных.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!