Б) Доктрина реформаторов и позднейшее богословие
Возражения Реформации римско-католической доктрине таинств имели своим центром не крещение, а Вечерю Господню. Германские реформаторы фактически восприняли многое из крещения в Римско-католической Церкви, даже сохраняя многие обряды, связанные с ним, такие, как знак креста, изгнание дьявола, крестные родители и т. д. Лютер учил, что Слово Божие с его внутренней Божественной силой делает воду крещения благодатной водой жизни и омытием возрождения. Это не просто обычная вода, но «вода, понимаемая как Божье требование и связанная с Божьим Словом» («Малыйкатехизис», IV, 1). Сначала он считал, что оздоровительное действие крещения зависит от веры, но ввиду того, что дети вряд ли могут применять веру, он вскоре стал утверждать, что Бог Своей предварительной благодатью вырабатывает веру в бессознательном дитяти, и, наконец, он повернул все связанные с детским крещением вопросы в адрес богословов, говоря: «Мы крестим не на основании веры в ребенке, но исключительно по повелению Божьему». Многие лютеранские богословы, однако, удержали доктрину о детской вере либо как предварительное условие для крещения, либо как немедленный результат его преподания. В последнем случае, конечно, подразумевается, что таинство действует само по себе. Оно производит возрождение и забирает вину и силу греха, но не полностью удаляет осквернение грехом.
В противоположность Лютеру и Цвингли во время Реформации возникла новая секта — в Германии, Швейцарии и Нидерландах. Она отрицала действительность детского крещения. Ее сторонники назывались анабаптистами, так их называли оппоненты за то, что они настаивали на перекрещивании тех, кто был крещен во младенчестве и кто хотел присоединиться к их кругу. Они сами, однако, вовсе не считали это перекрещиванием, потому что не признавали крещение детей настоящим крещением. По их мнению, настоящему крещению должно предшествовать добровольное исповедание веры в Иисуса Христа. Дети в действительности не имеют положения в Церкви. Духовные наследники анабаптистов предпочитают называться антипедобаптистами.
|
|
Реформаты исходили из допущения, что крещение было установлено для верующих и поэтому оно не вырабатывает веру, а укрепляет ее. Но исходя из этого допущения, они встретили двойную трудность. Они должны были доказать, прежде всего, анабаптистам, а также римским католикам и лютеранам, что детей можно рассматривать как верующих до крещения, и как таковые они должны быть крещены. Кроме того, им нужно было определить духовное преимущество, которое дитя получает при крещении. Оно еще не в состоянии иметь активную веру и поэтому не может быть в ней укреплено. Последнему моменту было в целом уделено мало внимания. Было сказано вообще, что крещение дает родителям уверенность, что их дитя включено в завет, и это является богатым источником утешения для самого дитяти, когда оно растет, и дает ему, даже в его бессознательном состоянии, право на все благословения завета.
|
|
Ответы на вопрос, как рассматривать детей, принявших крещение, — с самого начала были различными. Было общее согласие в том, что детское крещение имеет основание в Писании и особенно в библейской доктрине завета. Дети верующих — это дети завета, и поэтому они имеют право на таинство. Мнения, однако, расходились относительно импликаций этого утверждения. Одни считали, что заветные отношения гарантируют допущение, что дети верующих родителей возрождены, пока противоположное не появится в учении или в жизни. Другие же весьма колебались принять эту теорию, глубоко сознавая, что такие дети часто возрастают, не обнаруживая никаких знаков духовной жизни. Они допускали, что возрождение до крещения было вполне возможно, но предпочитали оставлять этот вопрос открытым: возрождены ли избранное дети до, во время или много позже крещения. Все чувствовали, что случаи могли быть самые разные, и здесь нельзя сообразоваться с общим правилом. В согласии с этой идеей, духовное действие крещения как средства благодати не было ограничено временем его преподания. Некоторые даже рассматривали крещение как просто знак внешнего завета. Под влиянием социниан, арминиан и анабаптистов в известных кругах стало обычным отрицать, что крещение — это печать Божественной благодати, и рассматривать его как простой акт исповедания со стороны человека.
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!